Резолютивная часть решения объявлена 04.09.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.09.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "СЭМ Иркутск" (далее - ООО "СЗ "СЭИ Иркутск", Заявитель) - "_" (доверенность от 11 апреля 2023 г.),
При участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - "_" (доверенность от 10 мая 2023 г.),
В отсутствие представителей Областного государственного казенного учреждения "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" (далее - Заказчик),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции распределительных электрических сетей 6/0,4 кВ в районе "ЛДК" г. Тулун (извещение N 0134200000123003200), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 28 августа 2023 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции распределительных электрических сетей 6/0,4 кВ в районе "ЛДК" г. Тулун (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, Уполномоченным органом допущены нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя на участие в электронном аукционе.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган считает довод жалобы необоснованным.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 20 июля 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 20.07.2023 N0134200000123003200" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 192 269 000 руб. 00 коп.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.08.2023 NИЭА1 на участие в указанном электронном аукционе подана 1 заявка (N114790825 (ООО "СЗ "СЭМ Иркутск")).
Заявка Заявителя отклонена по следующему основанию "Участником с идентификационным номером заявки 114790825 представлены в качестве подтверждения наличия опыта, в том числе следующие документы:
- договор подряда от 23.08.2021 г. на выполнение работ по электроснабжению производственного цеха (далее - договор от 23.08.2021 г.);
- справа о вводе в эксплуатацию.
Проанализировав документы, приложенные участником с идентификационным номером заявки 114790825, комиссией установлено, что в качестве наличия опыта представлен договор, который является договором субподряда.
Комиссией был направлен запрос заказчику по договору от 23.08.2021 г. Согласно информации, предоставленной заказчиком, участник с идентификационным номером заявки 114790825 является субподрядчиком.
Таким образом, договор от 23.08.2021 г. представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта.
Из выше изложенного следует, что участником с идентификационным номером заявки 114790825 приложены документы, не подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, что не соответствует ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям части 1. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, участник с идентификационным номером заявки 114790825 не соответствует требованиям ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку с идентификационным номером заявки 114790825.".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно пункту 18 приложения к Постановлению Правительства N 2571 к участникам закупки на выполнение Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Комиссией установлено, что в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" (далее - требования) установлено соответствующее требование к участникам закупки.
Подпунктами "а", "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя на участие в электронном аукционе в качестве подтверждения опыта в соответствии с требованиями извещения, представлены следующие документы:
- договор N 08/321/СЭМ от 23.08.2021 на выполнение работ по электроснабжению производственного цеха, заключенный между ООО "РЭС" и Заявителем;
- акты выполненных работ;
- справка о вводе в эксплуатацию.
В целях подтверждения достоверности представленной Заявителем информации, подтверждающей опыт выполнения работ, Уполномоченным органом были направлены запросы в ООО "Усольский металлургический завод" от 17 августа 2023 г., в ООО "РЭС" от 18 августа 2023 г. о предоставлении информации в отношении договора 08/2321/СЭМ от 23 августа 2021 г., заключенного между ООО "РЭС" и Заявителем.
Согласно ответу ООО "Усольский металлургический завод" от 17 августа 2023 г., между ООО "Усольский металлургический завод" и ООО "РЭС" был заключен договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ 13/08/20 от 13 августа 2020 г. Условиями данного договора была предусмотрена возможность привлечения подрядчиком (ООО "РЭС") субподрядчиков для выполнения работ по предварительному согласованию с заказчиком. ООО "РЭС" в адрес ООО "Усольский металлургический завод" направлено письмо от 15 августа 2021 г. N 815/21 о привлечении субподрядной организации ООО "СЗ "СЭМ Иркутск" в рамках исполнения договора N13/08/20 от 13 августа 2020 г.
Согласно ответу ООО "РЭС" от 18 августа 2023 г. N818/23, между ООО "РЭС" и ООО "СЗ "СЭМ Иркутск" был заключен договор N 08/2321/21/СЭМ от 23 августа 2021 г., где ООО "СЗ "СЭМ Иркутск" является субподрядчиком, а ООО "РЭС" генеральным подрядчиком по договору 13/08/20 от 13 августа 2020 г.
Из пояснений представителя Уполномоченного органа установлено, что в ходе рассмотрения заявки Заявителя, комиссией по осуществлению закупок из имеющейся в распоряжении информации, было установлено, что представленный им договор фактически является договором субподряда, который не может подтверждать наличие опыта выполнения соответствующих работ.
Следовательно, заявка Заявителя была признана не соответствующей требованиям извещения о закупке.
Комиссией установлено, что 24 августа 2023 г. (после подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и опубликования протокола) в адрес Уполномоченного органа от ООО "РЭС" поступила информация о том, что в письме от 18 августа 2023 г. N 818/23 вследствие опечатки представлена недостоверная информация о том, что ООО "СЗ "СЭМ Иркутск" является субподрядчиком по договору N 08/2321/СЭМ от 23 августа 2021 г., по данному договору ООО "СЗ "СЭМ Иркутск" выступало в качестве подрядчика, следовательно, информация о договоре представленная в составе заявки Заявителя была достоверной.
Кроме того, исходя из норм Федерального закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в закупке должна проверить заявки на формальное соответствие требованиям извещения о проведении закупки, при этом комиссия не вправе толковать заявки участников по своему усмотрению. В случае несоответствия информации, указанной в заявке участника закупки требованиям извещения о проведении закупки, такая заявка подлежит отклонению.
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 20 августа 2021 г. N ПИ/69938/21, для отстранения участника закупки на основании положений Федерального закона N 44-ФЗ недостоверность соответствующей информации должна быть подтверждена надлежащим образом. При этом положениями Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность комиссии по осуществлению закупок осуществлять действия по проверке, содержащейся в заявках участников закупки информации.
Представленные в составе заявки Заявителя документы, предусмотренные Постановлением Правительства N2571 формально соответствуют требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России считает, что с учетом имеющихся в распоряжении комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа документов и информации, правовых оснований для признания заявки победителя электронного аукциона не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки не имелось, поскольку формально заявка Заявителя соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Уполномоченного органа усматриваются нарушения пункта 3 части 12 статьи 48, пп. "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ, а довод жалобы является обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СЗ "СЭМ Иркутск" обоснованной;
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим пункт 3 части 12 статьи 48, п.п. "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать Уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 21.08.2023 NИЭА1 и проведения процедуры рассмотрения заявок повторно с дальнейшим проведением закупки;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023