Резолютивная часть решения объявлена 01.09.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.09.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
При участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Строительная Компания" (далее - ООО "Иркутская Строительная Компания", Заявитель) - <_..>,
в отсутствие представителей Комитета ЖКХ, транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" (далее - Заказчик), представителей Комитета по финансам и экономике администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" (далее - Уполномоченный орган) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме на устройство временного моста для обеспечения проезда через р. Куда на автомобильной дороге подъезд к д. Серафимовск в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области (извещение N 0134300008823000031), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 28 августа 2023 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме.
В соответствии с доводами жалобы Заявитель не согласен с решением комиссии по осуществлению закупок об отклонении его заявки в связи с непредставлением в составе заявки документов, подтверждающих опыт выполнения работ по пункту 9 Постановления Правительства N 2571, так как, по мнению Заявителя, им в составе заявки представлены все необходимые документы, предусмотренные положениями пункта 9 Постановления Правительства N 2571.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом для обеспечения нужд Заказчика 03 августа 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении открытого конкурса в электронной форме N 0134300008823000031 на устройство временного моста для обеспечения проезда через р. Куда на автомобильной дороге подъезд к д. Серафимовск в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 49 724 690 руб..
На участие в указанном электронном конкурсе подано 2 заявки.
Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.08.2023 NПРОII1 заявка Заявителя жалобы отклонена от участия в открытом конкурсе в электронной форме.
В отношении заявки ООО "Иркутская Строительная Компания" (N 114798024) в приложении N 1 к Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.08.2023 NПРОII1 указано следующее основание для отклонения:
"Не соответствует требованиям п.2 ч.12 ст.48 Федерального закона N44-ФЗ и подлежит отклонению за несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, а именно: "В извещении установлено дополнительное требования к участникам закупки - "Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)". К Заявке участника приложен Контракт на выполнение работ по завершению капитального ремонта здания школы МБОУ "Куретская средняя общеобразовательная школа".
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно пункту 9 приложения к Постановлению Правительства N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
- В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
- В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, с учетом наименования объекта закупки (устройство временного моста для обеспечения проезда через р. Куда на автомобильной дороге подъезд к д. Серафимовск в Эхирит-Булагатском районе Иркутской области) и состава работ, установленных Техническим заданием, а также с учетом установленного размера начальной (максимальной) цены контракта, Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства N 2571.
Согласно пп. "н" пункта 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Аналогичное требование установлено в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе/Закон) и инструкция по ее заполнению".
Комиссия, исследовав заявку ООО "Иркутская Строительная Компания" приходит к выводу о несоответствии Заявителя требованиям, установленным Извещением об осуществлении закупки, так как им в составе заявки представлены следующие документы, подтверждающие опыт исполнения обязательств по контракту:
1) Муниципальный контракт N Ф.2020.009 от 07 октября 2020 года на выполнение работ по завершению капитального ремонта здания школы в д. Куреть, Ольхонского района, Иркутской области;
2) Акт N 1 приемки законченного строительством объекта от 29 декабря 2020 года;
3) Акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2;
4) Справки о стоимости выполненных работ по форме N КС-3 от 12.10.2020 г. на сумму 2 528 828,40 руб., от 21.10.2020 г. на сумму 3 325 461,60 руб., от 09.11.2020 г. на сумму 2 059 962 руб., от 16.11.2020 г. на сумму 1 560 654 руб.; от 23.11.2020 г. на сумму 7 523 455, 20 руб.; от 18.12.2020 г. на сумму 8 132 272,80 руб.; от 21.12.2020 г. на сумму 2 512 695, 60 руб..
Таким образом, из представленных Заявителем жалобы в составе заявки документов следует, что участник закупки представил в составе заявки в качестве подтверждения опыта выполнения работ муниципальный контракт, предметом которого является капитальный ремонт здания, в то время как указанный контракт не может являться документом, подтверждающим опыт в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства N 2571.
Порядок рассмотрения заявок на участие в электронном конкурсе предусмотрен статьей 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно п.п. "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае установления в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные заявки на участие в закупке приходит к выводу, что комиссия по рассмотрению заявок Уполномоченного органа обоснованно приняла решение об отклонении заявки Заявителя жалобы на участие в электронном конкурсе в связи с непредставлением в составе заявки документов, установленных пунктом 9 Постановления Правительства N 2571.
Кроме того, Комиссия Иркутского УФАС России отмечает, что комиссия по рассмотрению заявок Уполномоченного органа правомерно не рассматривала в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, представленные им в составе заявки в разделе "Информация и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ" договор N 04-20 от 11.05.2020 г. на выполнение подрядных работ на строительство некапитальных строений (ангар, эстакада) и благоустройство территории на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000024:10966, 38:06:141904:3360; договора подряда N 08/023-91-КЗ от 04.08.2022 г. на выполнение работ по подготовке территории и строительно-монтажные работы по размещению объектов, элементов благоустройства и инженерной инфраструктуры первой очереди Всероссийского молодежного кампуса "Байкал" Информационный центр (Площадка) "Лесная биржа", расположенного а земельных участках с кадастровыми номерами 38:25:020103:1072, а также других земельных участках, необходимых для прокладки сетей и иных целей для строительства и эксплуатации Объекта на указанных участках, в связи с тем, что пунктом 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке и в силу пп. "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок рассматривают в качестве подтверждения опыта по Постановлению Правительства N 2571 только те информацию и документы, которые направлены заказчику оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как было указано выше, данные договоры представлены участником закупки в разделе "Информация и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ", то есть представлены в качестве оценки заявки участника закупки по критериям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для присвоения баллов заявке, где непредставление указанных документов влияет только на количество полученных баллов по итогам закупки, а не на допуск участника закупки к участию в данной закупке.
Более того, указанные договоры не могут быть приняты к рассмотрению в качестве подтверждения опыта по пункту 9 Постановления Правительства N 2571 также в связи с тем, что предметом указанных договоров, как следует из пояснений представителей Заявителя, являются строительство некапитального строения и благоустройство.
Указанные договоры, по мнению Заявителя, являются подтверждением опыта в соответствии с пп. 1 пункта 9 Постановления Правительства N 2571, однако, в силу абз. 6 пп. "б" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 9 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Вместе с тем, указанные договоры являются гражданско-правовыми, заключенные между Заявителем и ООО "Байкал.центр" и ООО "КредоСтрой" не являющимися заказчиками по смыслу Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона N 223-ФЗ и не размещены в ЕИС реестре контрактов и договоров.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Иркутская Строительная Компания" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023