Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.09.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>,
члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы <_>(далее - Заявитель; ИП <_>), в отсутствие представителей Муниципального казенного учреждения "Дирекция капитального строительства и ремонта" муниципального образования города Братска (далее - Заказчик);
при участии представителя Администрации муниципального образования г. Бодайбо и района (далее - Уполномоченный орган) <_>;
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по устройству наружного освещения проезда от земельного участка по ул. Котельная, 11 до проезда "Кольцо-база ОРСа 8 квартала" и недостающего наружного освещения вдоль тротуаров-подходов к земельному участку по ул. Котельная, 11 в жилом районе Падун города Братска", извещение N0134300025823000314, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения
внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 29 августа 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к документам предоставляемым участниками закупки в качестве подтверждения опыта по дополнительным требованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571).
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик, Уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом на основании поступившей заявки Заказчика 21 августа 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N0134300025823000314 "Выполнение работ по устройству наружного освещения проезда от земельного участка по ул. Котельная, 11 до проезда "Кольцо-база ОРСа 8 квартала" и недостающего наружного освещения вдоль тротуаров-подходов к земельному участку по ул. Котельная, 11 в жилом районе Падун города Братска" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 125 886 рублей 08 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно позиции 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства N2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям являются:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 125 886 рублей 09 копеек.
Согласно извещению об осуществлении закупки предметом закупки является: "Выполнение работ по устройству наружного освещения проезда от земельного участка по ул. Котельная, 11 до проезда "Кольцо-база ОРСа 8 квартала" и недостающего наружного освещения вдоль тротуаров-подходов к земельному участку по ул. Котельная, 11 в жилом районе Падун города Братска".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.4 Технического задания приложения N3 к извещению о проведении электронного аукциона, определен вид работ: Благоустройство территории.
Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона содержит, кроме прочего, локальный сметный расчет, техническое задание, которыми установлены, к примеру, следующие виды работ:
- устройство наружного освещения.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Приказом Минстроя России от 29.12.2021 N1042/пр утверждены методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (далее - Приказ N 1042/пр).
Согласно пункту 1.5 Приказа N1042/пр, в правилах благоустройства территорий муниципальных образований к элементам благоустройства могут быть также отнесены, например:
- система наружного освещения (в том числе утилитарное наружное освещение, архитектурно-художественное освещение, праздничное освещение (иллюминация), элементы освещения (в том числе источники света, осветительные приборы и установки наружного освещения всех видов, включая уличные, архитектурные, рекламные, витринные, опоры освещения, тросы, кронштейны, включая оборудование для управления наружным освещением).
Кроме того, пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденного Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N972/пр установлено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно пунктам 20, 30 ГОСТ Р 59511-2021 "Освещение искусственное. Информационное обеспечение для инвентаризации объектов систем освещения. Термины и определения":
Система наружного освещения (СНО) - сложная, пространственно-распределенная организационно-техническая структура, объединяющая совокупность инженерных комплексов, систем энергоснабжения, зданий и сооружений, предприятий и подразделений управления и обслуживания, а также установок наружного освещения, оборудованных на определенной территории и предназначенных для обеспечения утилитарного (функционального) освещения, архитектурно-художественной подсветки, ландшафтного освещения, праздничной и декоративной иллюминации, освещения автомобильных дорог общего пользования.
Опора стационарного электрического освещения - конструкция для закрепления кронштейнов, светильников наружного освещения, а также подвески кабелей электрической сети наружного освещения.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 45.1 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
В соответствии со статьей 9 Правил благоустройства территории муниципального образования города Братска, утвержденных Решением Думы города Братска от 29.06.2012 N421/г-Д освещение территории города Братска обеспечивается в соответствии с требованиями государственных стандартов Российской Федерации. На территории города Братска применяется функциональное, праздничное и информационное осветительное оборудование.
К функциональному оборудованию относятся уличные фонари, торшеры, другое осветительное оборудование. Функциональное оборудование в сочетании с застройкой и озеленением должно способствовать созданию безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения.
В свою очередь, осветительное оборудование - это установки наружного освещения, предназначенные для искусственного и (или) естественного освещения, включая функциональное, праздничное и информационное освещение территории (пункт 43 части 2 статьи 1 Правил благоустройства территории муниципального образования города Братска).
На основании вышеприведенных норм права и положений Технического задания, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о том, что в рамках рассматриваемой закупки устройство наружного освещения не является линейным объектом, поскольку устройство наружного освещения производится на внутриквартальной территории вдоль тротуаров и внутриквартального проезда, который не является автомобильной дорогой.
Таким образом, вышеуказанные работы, по мнению Комиссии Иркутского УФАС России относятся к благоустройству территорий.
Комиссия Иркутского УФАС исследовав Извещение, состав работ, установленный сметными расчетами, приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом обосновано установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства N2571.
На основании изложенного, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствует нарушение Федерального закона N44-ФЗ, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023