Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.09.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "М." (далее - ООО "М.", Заявитель) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, представителей ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" (далее - Заказчик) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения N 0134200000123003504 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - аппарат "искусственная почка" (гемодиализатор) (Аппарат "искусственная почка" для одного пациента (на одно диализное место) с принадлежностями), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 30 августа 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения Извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что Извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку Заказчиком в Техническом задании в отношении характеристики "Температура воды на входе" указан показатель "не более +10°С не менее + 30°С", содержащий противоречия и не позволяющий участникам закупки в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки представить конкретное значение.
Кроме того, согласно доводам Заявителя, в пунктах 2.2.1, 2.3.1 Технического задания установлены характеристики товара, которым соответствует аппарат "Искусственная почка" (гемодиализатор) одного конкретного производителя B.Braun, что свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.
Как следует из жалобы Заявителя, к требованиям, содержащимся в Извещении и которые влекут, по его мнению, за собой ограничение количества участников закупки, отнесены следующие характеристики товара:
- Пределы измерения артериального давления, мм рт. ст. - От не менее -400 мм рт ст до не более +400;
- Пределы измерения венозного давления, мм рт. ст. - От не менее -200 мм рт ст до не более +500.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик, Уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом по заявке Заказчика 21 августа 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134200000123003504 на поставку медицинского изделия - аппарат "искусственная почка" (гемодиализатор) (Аппарат "искусственная почка" для одного пациента (на одно диализное место) с принадлежностями), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 358 000 руб..
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в части II Извещения "Наименование и описание объекта закупки (ехническое задание)" (далее - Техническое задание).
В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является аппарат "искусственная почка" (гемодиализатор) (Аппарат "искусственная почка" для одного пациента (на одно диализное место) с принадлежностями).
Пункт 1.9 Технического задания содержит, в том числе, следующие характеристики гемодиализатора:
1.9 |
Температура воды на входе |
не более +10°С не менее + 30°С |
Из пояснений Заказчика следует, что в данном случае имеется ввиду, что нижним параметром диапазона должно быть значение "не более +10°С", а значение верхнего параметра диапазона должно быть "не менее + 30°С", например, "от +11°С до + 40°С".
Комиссия приходит к выводу, что установление указанного требования к характеристике товара не ограничивает количество участников закупки и не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
Пункты 2.2.1, 2.3.1 Технического задания содержат, в том числе, следующие характеристики гемодиализатора:
2.2.1 |
Пределы измерения артериального давления, мм рт. ст. |
От не менее -400 мм рт ст до не более +400 |
2.3.1 |
Пределы измерения венозного давления, мм рт. ст. |
От не менее -200 мм рт ст до не более +500 |
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Извещение об осуществлении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в Извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика для использования указанного гемодиализатора.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в Извещении, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы Заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
Комиссия, исследовав представленные заявки участников закупки, "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2023 NИЭА1" установила, что на участие в данной закупке подано 4 заявки, 3 из которых признаны комиссией по рассмотрению заявок Уполномоченного органа соответствующими требованиям Извещения об осуществлении электронного аукциона. Победителем закупки признан участник N 105 (Жабенец Д.И.), предложивший к поставке Аппарат для гемодиализа SWS с принадлежностями, вариант исполнения: Аппарат для гемодиализа SWS-6000, SWS Hemodialysis Care Co., Ltd., СВС Хемодиалисис Кеа Ко. ЛТД, страна происхождения: Китайская Народная Республика.
Кроме того, при осуществлении данной закупки Заказчиком получено 3 коммерческих предложения с указанием конкретных гемодиализаторов, соответствующих требованиям Извещения и потребностям Заказчика.
Таким образом, факт получения 3 коммерческих предложений, подачи на участие в данной закупке 3 заявок, содержащих предложение к поставке товаров с установленными характеристиками и признание победителем закупки участника, предложившего к поставке товар производителя, отличающегося от указанного в жалобе Заявителем, не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки и нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Комиссией Иркутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ при формировании Извещения об осуществлении электронного аукциона не установлены.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Федеральным законом N 44-ФЗ возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N 44-ФЗ Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
Представленная сравнительная таблица о характеристиках товаров, имеющихся в обороте на территории России, не может являться доказательством отсутствия на рынке товаров, соответствующим установленным Заказчиком характеристикам. Кроме того, Заявителем не представлены официальные документы производителей, подтверждающие наличие или отсутствие данных характеристик у указанных Заявителем медицинских изделий.
При этом необходимо отметить что вопрос соответствия поставленного товара условиям Технического задания может быть разрешен только при приемке товара Заказчиком в ходе исполнения Контракта и на данном этапе определения поставщика достоверно установить соответствие предложенного победителем закупки товара условиям Извещения невозможно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "М." необоснованной.
2. Отменить процедуру приостановления определения поставщика.
3. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023