Резолютивная часть решения объявлена 07.09.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08.09.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>
При участии представителей комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Черемхово (далее - комиссия по осуществлению закупок) - <_..> (доверенность N 1 от 07 ноября 2023 года), представителя Отдела по регулированию контрактной системы в сфере закупок администрации города Черемхово (далее - Уполномоченный орган) - <_..>,
в отсутствие представителей Отдела капитального строительства администрации города Черемхово (далее - Заказчик), представителей Общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительная компания "Гранит" (далее - ООО ПСК "Гранит", Заявитель) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт улицы Щорса в городе Черемхово (извещение N 0134600005123000090), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 31 августа 2023 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт улицы Щорса в городе Черемхово.
В соответствии с доводами жалобы Заявитель не согласен с решением комиссии по осуществлению закупок об отклонении его заявки в связи с непредставлением в составе заявки документов, подтверждающих опыт выполнения работ по пункту 17 Постановления Правительства N 2571, так как, по мнению Заявителя, им в составе заявки представлены все необходимые документы, предусмотренные положениями пункта 17 Постановления Правительства N 2571.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом для обеспечения нужд Заказчика 17 августа 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134600005123000090 на капитальный ремонт улицы Щорса в городе Черемхово (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 280 540 030 руб..
На участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.08.2023 NИЭА1 заявка Заявителя жалобы отклонена от участия в электронном аукционе.
В отношении заявки ООО "ПСК "Гранит" (N 95) в Протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.08.2023 NИЭА1 указано следующее основание для отклонения:
"(п.2 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч.6 ст. 43 Закона 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов (Участником не подтвержден опыт выполнения работ согласно требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ: - в качестве подтверждения опыта предоставлен договор, предмет которого не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ.)".
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно пункту 17 приложения к Постановлению Правительства N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
- не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
- не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
- не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
- В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
- В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, с учетом наименования объекта закупки (капитальный ремонт улицы Щорса в городе Черемхово) и состава работ, установленных Техническим заданием, а также с учетом установленного размера начальной (максимальной) цены контракта, Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства N 2571.
Согласно пп. "н" пункта 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Аналогичное требование установлено в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению".
Как следует из положений пункта 17 Постановления Правительства N 2571, в качестве опыт могут быть представлены договоры, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту автомобильной дороги.
Комиссия, исследовав заявку ООО ПСК "Гранит" приходит к выводу о несоответствии Заявителя требованиям, установленным Извещением об осуществлении закупки, так как им в составе заявки в качестве опыта выполнения работ представлен договор субподряда N СП4340 от 29 июля 2020 года на выполнение работ по строительству объекта: "Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса в с. Шелехово Тайшетского района Иркутской области".
Так, из пояснений Уполномоченного органа следует, что предметом закупки, в рамках которой заключен представленный в качестве опыта договор, согласно ОКПД2 является "Берегоукрепление. Строительство водных сооружений".
При этом, в предоставленных КС-11 от 24.12.2021 г. указано, что исполнителем представлена к приемке "Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса в с. Шелехово Тайшетского района Иркутской области" с присвоенными кадастровыми номерами и адресами:
- защитная дамба..;
- ливневая канализация _;
- очистные сооружения_;
- наружные сети электроосвещения_
Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог в предоставленных документах отсутствуют.
Кроме того, Заявителем жалобы в составе заявки представлено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации N 1091с/21 от 30 декабря 2021 года, согласно которому инженерная защита от затопления водами реки Бирюса в с. Шелехово является гидротехническим сооружением 3 класса средней опасности, протяженность 6,733 км.
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Вместе с тем, инженерная защита, построенная в рамках строительных работ по представленному участником договору не имеет признаков автомобильной дороги, перечисленных в части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в которых указано, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, из представленных Заявителем жалобы в составе заявки документов следует, что участник закупки представил в составе заявки в качестве подтверждения опыта выполнения работ договор, из содержания которого не следует, что предметом является выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту автомобильной дороги, следовательно, представленный договор не подтверждает опыта участника закупки в соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства N 2571.
Кроме того, в предоставленных Заявителем КС-11 от 24.12.2021 г. указаны иные стороны контракта, а именно: заказчик - ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области", подрядчик - АО "Дорожная служба Иркутской области".
То есть, КС-11 к договору между заказчиком - АО "Дорожная служба Иркутской области" и подрядчиком - ООО "ПСК "Гранит" отсутствует.
Кроме того, Заявителем в составе заявки не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, что также является нарушением требований, предусмотренных пунктом 17 Постановления Правительства N 2571.
Порядок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно п.п. "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае установления в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные Уполномоченным органом заявки на участие в закупке приходит к выводу о правомерности действий комиссии по рассмотрению заявок и необоснованности доводов жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПСК "Гранит" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023