Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области "Верхнепышминская школа - интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы" (вх. N 19034-ЭП/23 от 31.08.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Щетинкине Андрее Валерьевиче, исполнителе по контракту N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. на выполнение работ по текущему ремонту санузлов в здании учебного корпуса (извещение N 0362200041723000013) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а так же, проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11-00 в присутствии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области "Верхнепышминская школа - интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы" - *, *, *,
- заинтересованного лица ИП Щетинкина Андрея Валерьевича - *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области "Верхнепышминская школа - интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы" (вх. N 19034-ЭП/23 от 31.08.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Щетинкине Андрее Валерьевиче, исполнителе по контракту N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. на выполнение работ по текущему ремонту санузлов в здании учебного корпуса (извещение N 0362200041723000013).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.05.2023 г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение N 0362200041723000013 на выполнение работ по текущему ремонту санузлов в здании учебного корпуса.
Начальная (максимальная) цена контракт составила 435 695,10 рублей.
Контракт N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. на выполнение работ по текущему ремонту санузлов в здании учебного корпуса был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 15.06.2023 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по текущему ремонту санузлов в здании учебного корпуса в объеме, установленном в Локальном сметном расчете (Приложение 1 к настоящему Контракту) (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Пунктом 1.2. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. выполнение Работ осуществляется Подрядчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения такого вида Работ, устанавливающих требования к качеству такого вида Работ, в соответствии с условиями Контракта.
Пунктом 1.5. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. информация о сроках исполнения Контракта (определен с учетом положений статьи 94 Закона о Контрактной системе):
- Дата начала исполнения Контракта: с 03.07.2023 г.
- Дата окончания исполнения Контракта: 01.09.2023.
Цена Контракта составляет 424802.70 (Четыреста двадцать четыре тысячи восемьсот два) рубля 70 копеек, НДС не предусмотрен, (далее - цена Контракта) (п. 2.1. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г.)
На основании п. 3.1. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме с 03.07.2023 г. до 31.07.2023 г.
В соответствии с п. 4.1. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. приемка выполненных Работ в части соответствия их объема и качества требованиям, установленным в Контракте, производится Заказчиком по окончании срока выполнения Работ.
Согласно п. 4.5. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. приёмка включает, в том числе проверку соответствия объёма и качества работ, указанных в Контракте и сметной документации, характеристик использованных материалов с характеристиками, соответствия используемых материалов сопроводительным документам.
В силу п. 4.8. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. подрядчик обязан безвозмездно устранить недостатки Работ в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заявления о них Заказчиком.
Пунктом 5.4. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. определены обязанности подрядчика, а именно:
5.4.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения настоящего Контракта.
5.4.2. Обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
5.4.3. Обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке Работ и в течение гарантийного срока, за свой счет.
5.4.4. Приостановить выполнение работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) рабочих дней после приостановления выполнения Работ.
5.4.5. Проводить фотофиксацию указанных выполняемых работ.
5.4.6. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом настоящего Контракта, а также в случае если законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом настоящего Контракта, установлено требование об их обязательном членстве в саморегулируемых организациях, Подрядчик обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в течение всего срока исполнения Контракта. Копии таких документов должны быть переданы Подрядчиком Заказчику по его требованию.
5.4.7. Представить Заказчику сведения об изменении своего фактического местонахождения
в срок не позднее 5 календарных дней со дня соответствующего изменения. В случае непредставления в установленный срок уведомления об изменении адреса фактическим местонахождением Подрядчика будет считаться адрес, указанный в настоящем Контракте.
5.4.8. Исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
5.4.9. Разработать и согласовать в установленном порядке проект производства работ; согласовывать проекты производства работ субподрядных организаций; контролировать сроки выполнения календарного графика субподрядными организациями.
5.4.10. В случае повреждения действующих инженерных коммуникаций при проведении работ восстановить поврежденную сеть за свой счет.
5.4.11. В случае установления уполномоченными контрольными органами фактов недовыполнения работ и/или изменения завышения их стоимости Подрядчик осуществляет возврат Заказчику уплаченных денежных средств.
Комиссией, исходя из пояснений представителя заказчика, а также информации, размещенной в единой информационной системе, установлено, что в ходе приемки выполненных работ в нарушение условий контракта Подрядчик не исполнил обязательства по контракту, а именно:
-покрытие плит керамогранитных выполнено не качественно, часть плиток имеет сколы, выложено не по стандарту, затирка швов осыпается. .
-светильники установлены не в полном объеме (вместо-трех установлено два)
-не проведена пробивка в бетонных конструкциях для прокладки кабеля -провод и кабель не заменены
-выключатель не установлен
-не установлены: выключатель на стене, тактильно-визуальный знак для инвалидов, система вызова помощи Тифловызов, звонок электрический с кнопкой.
-не установлена гарнитура туалетная: вешалки, подстаканники, поручни для раковины, -поручень опорный для санузла не имеет фиксатора
- порог входа в санузел отсутствует, замазан штукатуркой; растрескался, осыпался.
Вышеуказанные нарушения отражены в Акте-сдачи приемки работ от 15.08.2023 г.
Представитель заинтересованного лица при рассмотрении заявления пояснил, что ИП Щетинкиным Андреем Валерьевичем предпринимались меры, направленные на надлежащее и своевременное исполнение обязательств. Вместе с тем, при попытках устранения, выявленных несоответствий, Подрядчик и Заказчик не нашли общий язык.
Кроме того, в качестве подтверждения своего добросовестного поведения, ИП Щетинкиным Андреем Валерьевичем оставлено на объекте все закупленное и установленное оборудование, для дальнейшего его использования заказчиком.
Вместе с этим, представители заказчика в ходе заседания Комиссии под аудио-протоколирование пояснили, что не настаивают на включении сведений об ИП Щетинкине Андрее Валерьевиче в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.7. контракта N 12/ЭА-23 от 13.06.2023 г. контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта;
- по решению суда.
Одностороннее расторжение Контракта предусмотрено в случае отступления Подрядчика в работе, услуге от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 18.08.2023 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 18.08.2023 12:00 (МСК).
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 18.08.2023 12:00 (МСК).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 29.08.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что заинтересованное лицо предпринимало попытки для надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ИП Щетинкине Андрее Валерьевиче в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ИП Щетинкине Андрее Валерьевиче в реестр недобросовестных поставщиков
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области "Верхнепышминская школа - интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 сентября 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023