Резолютивная часть решения оглашена 05.09.2023
В полном объеме решение изготовлено 07.09.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Экоменеджмент", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Управления строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района Никифорова Н.В., действующего на основании доверенности от 05.09.2023,
- представителя Администрации Каслинского муниципального района Яночки А.В., действующего на основании доверенности N 6 от 17.03.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 29.08.2023 поступила жалоба ООО "Экоменеджмент" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Каслинского муниципального района Челябинской области. (изв. 0169300028123000169) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 22.08.2023 Администрация Каслинского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Управление строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 674 866,50 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 30.08.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Экоменеджмент" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке в нарушение законодательства о контрактной системе не установлены требования к количеству и видам отходов, подлежащих транспортированию, не указаны сведения о проведении паспортизации отходов, а также сведения об обязанности исполнителя осуществлять оплату размещения отходов, что не позволяет участнику закупки рассчитать объем работ и стоимость ценового предложения. Кроме того, из условий технического задания не следует, в какой срок по заявке заказчика должны быть вывезены отходы.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили письменные пояснения и указали, что в извещении о закупке объем отходов определен путем указания количества мест образования отходов, при этом виды отходов не представляется возможным указать с учетом несанкционированного характера свалок, при этом обязанность по захоронению и обезвреживанию отходов, в том числе оплата указанных расходов также лежит на исполнителе, что предусмотрено техническим заданием. Требование об оказании услуг по заявке заказчика установлено ошибочно.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - Приказ) утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), в соответствии с которым выделяются различные виды отходов.
Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - каталог отходов) одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Более того, из подпункта "б" пункта 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, предусмотрено, для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
В соответствии с пунктом 117 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 N 464, к проекту приказа Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) прилагается перечень видов отходов I - IV классов опасности и (или) групп, подгрупп отходов I - IV классов опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО), с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия в соответствии с заявлением о предоставлении (переоформлении) лицензии, а также соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов лицензируемые виды деятельности и места осуществления такой деятельности.
Таким образом, с учетом того, что предметом закупки являются услуги по транспортированию и размещению (обезвреживанию) отходов с несанкционированных свалок, то отходы, которые требуется утилизировать заказчику, могут относиться к различным видам отходов, указанных в ФККО, что влияет на класс опасности и вид отходов, которые должны быть указаны в выписке из реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
С учетом изложенного, отсутствие информации о видах отходов в извещении о закупке не позволит объективно установить требования к участнику закупки и к составу заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части определения заказчиком класса опасности отходов, деятельность по обращению с которыми подлежит лицензированию.
Таким образом, виды отходов, подлежащих обращению, равно как и класс опасности указанных отходов, в описании объекта закупки не определены, что свидетельствует о неполноте описания объекта закупки, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы.
Доводы заявителя, согласно которым в извещении о закупке отсутствуют сведения о паспортизации отходов, не могут быть приняты во внимание, так как указание данной информации в извещении не предусмотрено законодательством о контрактной системе, при этом, антимонопольный орган отмечает, что в полномочия антимонопольного органа не входит осуществление государственного надзора за обращением с отходами.
1.2 Согласно пункту 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Таким образом, заказчик обязан предусмотреть в извещении о закупке конкретный объем услуг по транспортированию отходов либо в случае, если такой объем определить невозможно, указать начальную цену единицы услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта.
Доводы заказчика, согласно которым объем отходов определен путем указания количества мест несанкционированного размещения свалок (7 единиц), являются несостоятельными, так как указанные данные позволяют идентифицировать места оказания услуг, а не объем отходов, подлежащих транспортированию.
Кроме того, в подпункте 3 пункта 6 технического задания указано, что объемы отходов, принятые для размещения на полигоне, включенном в ГРОРО, или на утилизацию (обезвреживание), указанные в акте приема-передачи отходов, должны соответствовать объему отходов, размещенных на несанкционированной свалке, указанному в пункте 1 настоящего Технического задания.
Вместе с тем, в пункте 1 технического задания отсутствуют объемы отходов, размещенных на несанкционированных свалках, в связи с чем на стадии приемки услуг заказчик также не сможет объективно оценить надлежащее исполнение обязательств по контракту, а, следовательно, произвести оплату, соответствующую объему исполненных обязательств.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что в техническом задании объем отходов не определен, равно как и закупка не осуществлялась за единицу услуги, что противоречит пункту 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и свидетельствует о несогласованности предмета контракта.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Вместе с тем в пункте 4 технического задания указано, что срок выполнения работ определен с момента заключения контракта до 15.10.2023, работы оказываются по заявке заказчика (Приложение N1 к Техническому заданию). Срок для исполнения заявки указывается в заявке заказчика.
Однако приложение N 1 к техническому заданию отсутствует в составе извещения о закупке, при этом срок исполнения заявки по транспортированию отходов не определен заказчиком, что свидетельствует о неопределенности промежуточных сроков исполнения обязательств в нарушение пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе
Кроме того, Комиссия критически относится к необходимости оказания услуг по заявке заказчика, так как перечень свалок и необходимость их ликвидации определены заказчиком изначально при размещении извещения о закупке.
3. Доводы заявителя, согласно которым в извещении о закупке не определена обязанность исполнителя осуществлять размещение отходов, в том числе заключать договор с полигоном, не могут быть приняты во внимание.
Так, в подпункте 4 пункта 5 технического задания указано, что размещение отходов на полигоне включенном в ГРОРО или утилизация (обезвреживание) отходов входит в обязанности исполнителя по ликвидации свалок, при этом в пункте 2 подраздела "требования при выполнении работ" пункта 5 технического задания указано, что подрядчик должен организовать уборку отходов и транспортировку собранных отходов на полигон, включенный в ГРОРО или до объекта утилизации (обезвреживания) отходов. Стоимость услуги по приему отходов на полигоне входит в общую стоимость муниципального контракта.
Аналогичные условия указаны в пункте 4.2.13 проекта контракта, в котором указано, что исполнитель самостоятельно определяет специальный полигон утилизации или предприятие по переработке отходов, и предоставить подтверждающие документы о размещении отходов на специальном полигоне.
Таким образом, размещение отходов на полигоне или утилизация (обезвреживание) отходов, а также оплата указанных услуг, входит в обязательства исполнителя, что прямо следует из условий технического задания.
Доводы в указанной части являются необоснованными, так как опровергаются материалами дела.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Экоменеджмент" на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки и определения срока исполнения контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика в нарушение части 2 статьи 33, пунктов 1, 7, 8 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 сентября 2023 г. N 074/06/106-2110/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023