Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Кучеевой А.С. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, Емельяновой В.Г. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии заказчика - ИК Зеленодольского муниципального района - Гатауллиной Д.Т. (доверенность N03-2/1666 ДСП от 20.02.2023 г.), в отсутствии представителя заявителя - извещен, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя Сысоева К.В. (вх. N9106/ж от 31.08.2023 г. (ЕИС от 30.08.2023 г.) на действия заказчика Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района при проведении закупки N 0111300095223000071 на предмет: "Работы, направляемые на реализацию муниципальных программ дорожных работ на дорогах общего пользования местного значения, на 2023 год в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0111300095223000071 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakazrf.ru 22.08.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 500 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлены одновременно два требования применительно к включению участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (далее - РНП), а также неправомерно требуются в извещении закупки подтверждение соответствия по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в форме декларации.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о неправомерном установлении одновременно двух требований применительно к включению участника закупки в РНП.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно доводу заявителя, заказчиком установлены одновременно два требования применительно к включению участника закупки в РНП. Однако такое требование по Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" устанавливается только в случае не установления более общего требования в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводом жалобы не согласился, пояснив, что в соответствии с частями 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик имеет право установить дополнительное требование в отношении участников закупки.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив положения Извещения, довод жалобы заявителя, пояснения заказчика, проведя анализ, приходит к выводу, что требования, установленные заказчиком, не противоречат действующему законодательству.
Информационное письмо Минфина России от 27.06.2022 N 24-01-09/61077 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2022 г. N 937" разъясняет, что в обязательном порядке, если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в Реестре, включенной в Реестр по любым основаниям (а не только в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера).
В том числе, частями 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе за заказчиками закреплено право установления дополнительных требований в отношении участников закупки.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Относительно довода заявителя о неправомерном требовании в извещении закупки подтверждения соответствия по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в форме декларации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие такое требование к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, среди таких требований выделяются:
- предпринимательская деятельность гражданина;
- правоспособность юридического лица;
- исключительное право;
- лицензионный договор.
Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся объектом закупки или допуск на генеральный подряд.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее-ГК РФ), юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Предметом закупки являются работы, направляемые на реализацию муниципальных программ дорожных работ на дорогах общего пользования местного значения, на 2023 год в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан.
Приложение N2 извещения устанавливает ямочные работы, что является текущими ремонтными работами, а не капитальными.
Комиссией установлено, что предмет рассматриваемой закупки не является лицензируемым видом деятельности, на его осуществление не требуется специального правопреемства (СРО, разрешений, допуском и т.д.), объект закупки не подпадает под действие требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 и иных нормативных-правовых актов.
Вместе с тем, в Приложении N1 извещения указано следующее.
Заявка на участие в закупке, должна содержать:
о) декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а именно:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно доводам заявителя, заказчиком не установлено конкретное требование, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом заказчик установил требование предоставления декларации. Данное требование может ввести в заблуждение участников закупки.
Дополнительно заявитель отметил, что, например, сведения, содержащиеся в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. В силу этого требование предоставления декларации, по мнению заявителя, является излишним в связи с тем, что возможны и правомерны иные способы проверки членства участника в СРО, например, требование предоставления участником информации из такого Реестра в свободной форме, а далее проверка самим заказчиком данной информации.
Заказчик с доводом жалобы не согласился, пояснив, что в извещении не указаны требования относительно декларации о наличии разрешительных документов. В Приложении N1 указаны только единые требования к составу заявки.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив положения Извещения, довод жалобы заявителя, пояснения заказчика, проведя анализ, приходит к выводу, что установленное требование противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного, Заказчиком были не соблюдены требования части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Комиссия принимает решение не выдавать предписание об устранении нарушений требования действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в связи с тем, что данное нарушение не повлияло на определение поставщика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя Сысоева К.В. (вх. N9106/ж от 31.08.2023 г. (ЕИС от 30.08.2023 г.) на действия заказчика Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района при проведении закупки N 0111300095223000071 на предмет: "Работы, направляемые на реализацию муниципальных программ дорожных работ на дорогах общего пользования местного значения, на 2023 год в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан", частично обоснованной по второму доводу.
2. Признать заказчика Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района нарушившим требования части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Зам. Председателя Комиссии А.С. Кучеева
Члены Комиссии Л.А. Акперова
В.Г. Емельянова
Исп.: Емельянова Владислава Геннадьевна
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 сентября 2023 г. N 016/06/31-1270/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023