Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков е рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя - директора ООО "Гермес" В.В.Мироненко и в присутствии представителей муниципального заказчика - директора МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" Гаврилец Е.П. (распоряжение от 29.06.2023 N255-р) и Лазаренко А.Х. (доверенность от 20.06.2023 б/н), рассмотрев заявление муниципального заказчика МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" о внесении информации об ООО "Гермес" (ИНН 3022007076, юридический/фактический адрес: 416500, Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск, ул.Щербакова, стр.7, пом.21) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 31.08.2023 поступило заявление муниципального заказчика МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (далее также - Заказчик) о включении информации об ООО "Гермес" (далее также - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 30.06.2023 на текущий ремонт системы электрического освещения учреждения МКОУДО ЗАТО Знаменск СШ, в чаще бассейна сооружения N1 "Плавательный бассейн", по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, проспект 9 Мая, д. 4В и в зале спортивных игр, по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Янгеля, д. 8 (реестровый номер извещения: 0325300058023000014; ИКЗ 202303253000580001000018) (далее - Контракт).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
06.06.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на текущий ремонт системы электрического освещения учреждения МКОУДО ЗАТО Знаменск СШ, в чаще бассейна сооружения N1 "Плавательный бассейн", по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, проспект 9 Мая, д. 4В и в зале спортивных игр, по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Янгеля, д. 8 (реестровый номер извещения: 0325300058023000014; ИКЗ 202303253000580001000018) (далее - электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона победителем было признано Общество, о чем свидетельствует протокол подведения итогов электронного аукциона от 19.06.2023, размещенный в тот же день на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru.
30.06.2023 между Заказчиком и Обществом был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить и своевременно сдать Заказчику работы по Текущему ремонту системы электрического освещения учреждения МКОУДО ЗАТО Знаменск СШ, в чаще бассейна сооружения N1 "Плавательный бассейн", по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, проспект 9 Мая, д. 4В и в зале спортивных игр, по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Янгеля, д. 8 (далее - Работы), в объемах и в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N2 к Контракту), скорректированным по результатам электронного аукциона, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Пунктом 3.3. Контракта установлен срок выполнения работ: с даты заключения Контракта (при этом отчет начинается с даты, следующего после дня подписания Контракта) в течение 45 календарных дней.
Цена контракта составляет 702 348,93 (Семьсот две тысячи триста сорок восемь) рублей 93 копейки, без НДС (пункт 2.1 Контракта).
Согласно пункту 4.1. Контракта Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта.
Пунктом 4.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязан уведомить и приступить к работам не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта.
В файле "Памятка оформления временных пропусков для поставщиков, подрядчиков, исполнителей" к Извещению указано, что для поставщиков, подрядчиков, исполнителей не являющимися жителями ЗАТО Знаменск Астраханской области, для поставки товара, выполнения работ или оказания услуг на территории ЗАТО Знаменск, предусмотренные Муниципальным контрактом (Договором), необходимо оформление временных пропусков. Временный пропуск оформляется согласно ЗАЯВКИ Руководителя (директора), за 10 рабочих дней до предполагаемой даты прибытия. В заявке указывается: ФИО (полностью), должность, профессия, паспортные данные, прописка (обязательно на территории РФ).
Между тем, как следует из письменных объяснений Общества, 06.07.2023 и 17.07.2023 Подрядчик направлялись в адрес Заказчика письма о приостановке течение срока Контракта до получения пропусков работников ООО "Гермес".
После получения пропусков, представители Подрядчика осуществили выезд на осмотр объекта, в ходе которого установили, что в спортзале (смета N1) светильники крепятся на тросовом подвесе на высоте 10 метров, а заменить их нужно на светильники светодиодного типа, в связи с чем необходимо приобрести специальный подвес на трос, т.к. в локально-сметном расчете указан светильник светодиодный СДП-03 165 W оптика 90 град. "Поворотный кронштейн".
Также в ходе осмотра "чаши бассейна" (смета N2) было выявлено, тип крепления установленных светильников "изогнутый вынос" не совместим с типом крепления светильников, которые следует установить "поворотный кронштейн".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 8.3. Контракта установлено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 8.10 Контракта Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
15.08.2023 года Подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Согласно пункта 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу пункта 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.
В соответствии с пунктом 3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 22 стать 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено Исполнителем в Единой информационной системе 15.08.2023.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчика о принятом Решении Исполнителя является 15.08.2023 года, о чем свидетельствуют данные с официального сайта.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Заказчика о Решении является 15.08.2023, Решение вступило в силу с 26.08.2023.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Исполнителю и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО "Гермес" обязательств по муниципальному контракту от 30.06.2023 на текущий ремонт системы электрического освещения учреждения МКОУДО ЗАТО Знаменск СШ, в чаще бассейна сооружения N1 "Плавательный бассейн", по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, проспект 9 Мая, д. 4В и в зале спортивных игр, по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Янгеля, д. 8 (реестровый номер извещения: 0325300058023000014; ИКЗ 202303253000580001000018).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Обществом недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Гермес" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО "Гермес" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения муниципального контракта от 30.06.2023 на текущий ремонт системы электрического освещения учреждения МКОУДО ЗАТО Знаменск СШ, в чаще бассейна сооружения N1 "Плавательный бассейн", по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, проспект 9 Мая, д. 4В и в зале спортивных игр, по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Янгеля, д. 8 (реестровый номер извещения: 0325300058023000014; ИКЗ 202303253000580001000018), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления муниципального заказчика МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" о внесении информации об ООО "Гермес" (ИНН 3022007076, юридический/фактический адрес: 416500, Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск, ул.Щербакова, стр.7, пом.21) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения муниципальным заказчиком МКУ МО "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 6 сентября 2023 г. N 030/10/104-914/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023