Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____..>
<_____..>
<_____..>
рассмотрев представленное Заказчиком ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта N 15399эа от 24.01.2023 на оказание услуг по срочной доставке и отправке грузов, максимальное значение цены контракта - 500 000,00 рублей, (извещение N 0190200000322015399), с ООО "АВИАЭКСПРЕСС". (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из обращения от 24.08.2023 о включении информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следует, что Заказчик направил настоящее обращение о включении информации об исполнителе ООО "АВИАЭКСПРЕСС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по следующим основаниям:
09.08.2023 ООО "АВИАЭКСПРЕСС" размещено в ЕИС Решение N 1 от 09.08.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 15399эа от 24.01.2023 (далее - Решение).
По мнению ООО "АВИАЭКСПРЕСС", Решение принято по следующему основанию: "невозможность исполнения контракта в связи с непредоставлением Заказчиком информации о стоимости отправлений".
- контрактом N 15399эа от 24.01.2023 (реестровый номер контракта 2890501870723000078) (далее - Контракт) не предусмотрена обязанность Заказчика о
предоставлении исполнителю информации о стоимости отправлений;
- пунктом 4.2 Контракта предусмотрено, что цена Контракта, включает в себя страхование и все расходы, связанные с оказанием услуг, т.е. стоимость единицы услуги установлена контрактом с учетом стоимости страхования;
- в ходе проведения электронного аукциона (извещение N 0190200000322015399), по результатам которого заключен Контракт, не поступило ни одного запроса (см. Скриншот), в том числе и от ООО "АВИАЭКСПРЕСС", о разъяснении положений извещения о закупке, следовательно, положения проекта контракта участникам были понятны;
- Контракт вступил в силу 24.01.2023 и добросовестно исполнялся ООО "АВИАЭКСПРЕСС" на протяжении более шести месяцев, в течение которых исполнителем было доставлено более 120 отправлений общим весом более 580 кг, при этом каких-либо проблем с исполнением контракта в части страхования у исполнителя не было;
- в ответ на претензию N 1 от 20.07.2023 (копия прилагается), Заказчик выразил готовность в рамках исполнения контракта, оказывать содействие Исполнителю в предоставлении информацию о стоимости отправлений подлежащих доставке, кроме того в устной беседе представителям Исполнителя предлагалось несколько вариантов решения: 1) стандартная стоимость 1000 руб. для всех отправлений 2) стоимость 0 рублей для отправлений в отношении которых не указана стоимость;
- в ответ на Решение заказчиком направлены возражения о недопустимости одностороннего отказа по основаниям, указанным ООО "АВИАЭКСПРЕСС" (копия прилагается), с требованием отмены Решения, принятого безосновательно.
Таким образом, ООО "АВИАЭКСПРЕСС" грубо нарушило требования части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе, не отменив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Также считаем, что Решение об одностороннем отказе от исполнения принято ООО "АВИАЭКСПРЕСС" по надуманным и не соответствующим действительности основаниям, в нарушение требований Закона о контрактной системе и ГК РФ, не смотря на добросовестное исполнение Заказчиком обязательства по Контракту и требование отменить незаконное Решение.
Необоснованный отказ ООО "АВИАЭКСПРЕСС" от исполнения взятых на себя обязательств по Контракту поставил под угрозу своевременность и непрерывность оказания медицинских услуг пациентам заказчика, поскольку Контракт заключен преимущественно для отправки биоматериалов с ограниченным сроком годности (до 48 часов) для проведения сложных анализов в иных медицинских учреждениях РФ, а также получения медикаментов для пациентов заказчика.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.08.2023 (далее - Решение исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что Между ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" (Заказчик) и ООО "Авиаэкспресс" (Исполнитель) заключен Контракт N15399эа на оказание услуг по срочной доставке и отправке грузов (Далее Контракт), максимальное значение цены которого составляет 500 000 рублей.
Согласно пункта 5 Контракта: Отправления подлежат обязательному страхованию с ответственностью за все риски во время транспортировки и хранения. Страхование отправлений производится на каждое отправление отдельно. Страхование отправлений наступает с момента передачи отправления исполнителю и действует до момента получения (фактом получения является роспись лица, которому направленно отправление).
Согласно Правилам страхования грузов, для оформления страхования необходима стоимость отправления.
На Письмо исх.N 44 от 19.07.2023 Исполнителя, в котором Исполнитель просил Заказчика предоставить информацию о стоимости отправлений, Заказчик не ответил.
На основании вышеизложенного, Исполнитель принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании ч.20.1 ст. 95 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 782 Гражданского Ка Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Часть 1 статьи 451 Гражданского Ка Российской Федерации определено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Часть 19 статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливает, что Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
08.08.2023 принято Решение исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.08.2023 решение исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 22.08.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа исполнителя от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, и не направлены на уклонение от его исполнения, а Заказчиком не представлена информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Исполнителя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "АВИАЭКСПРЕСС".
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России полагает, что односторонний отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, могло быть следствием ненадлежащего взаимодействия сторон, при реализации контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта. Указанный факт подтверждается перепиской сторон. С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Исполнителя таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "АВИАЭКСПРЕСС" представленную Заказчиком ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" по факту одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта N 15399эа от 24.01.2023 на оказание услуг по срочной доставке и отправке грузов, максимальное значение цены контракта - 500 000,00 рублей, (извещение N 0190200000322015399), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 августа 2023 г. N 089/10/104-627/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023