Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____.>
<_____.>
<_____.>
рассмотрев направленное Заказчиком - Государственное казённое учреждение "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 0190200000321006556/95 от 09 августа 2021 г. на поставку и монтаж мобильного (инвентарного) здания "Здание фельдшерско-акушерского пункта в д. Харампур, Пуровский район", цена контракта 42 000 000,00 рублей (извещение N 0190200000321006556), с обществом с ограниченной ответственностью "ГРУППА ЕРМАК" (ИНН 6670364212) (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Уведомления Заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 18.08.2023 года следует, что между государственным казённым учреждением "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" и обществом с ограниченной ответственностью "ГРУППА ЕРМАК" был заключен государственный контракт N 0190200000321006556/95 от 09 августа 2021 г. на поставку и монтаж мобильного (инвентарного) здания "Здание фельдшерско-акушерского пункта в д. Харампур, Пуровский район" на сумму 42 000 000,00 рублей.
Согласно пункту 5.1. Контракта, Поставщик обязуется выполнить принятые на себя обязательства по Контракту в следующие сроки: начало - следующий день после дня заключения Контракта, окончание (поставка товара и оказание услуг) - 20 декабря 2021 года.
По состоянию на 14.08.2023 года акт приема-передачи товара и услуг по его монтажу между Сторонами контракта не подписан.
Поскольку Поставщик нарушил сроки исполнения обязательств по контракту, Заказчиком была проведена соответствующая претензионная работа (письма исх. N 89-0450-01-08/930 от 15.02.2022, N 89-0450-01-08/2160 от 06.04.2022, N 89-0450-01-08/7372 от 08.11.2022, N 89-0450-01-08/4647 от 15.05.2023 года).
02 августа 2023 года в ходе выездного совещания по вопросам поставки и монтажа мобильного (инвентарного) здания: "Здание фельдшерско-акушерского пункта в д. Харампур, Пуровский район" представителями Заказчика, ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа "Тарко-Салинская центральная районная больница", МКУ "КСиА Пуровского района" составлен и подписан протокол N 2 от 02.08.2023 года, в соответствии с которым было принято решение о расторжении Контракта.
Поставщиком были допущены отступления от условий исполнения контракта и выявлены недостатки и замечания поставки Товара и оказания услуг по монтажу.
В связи с вышеизложенным на основании п.2, п.3 ст, 715, п. 3 ст. 723; п. 2 ст. 405, ст. 309 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 11.3. ст. 11 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 31.08.2023 NЕГ/2491/23, направленное на адрес электронной почты abramov@vagondom.com письменные объяснения по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не представил, на заседание комиссии представитель Поставщика не направлен.
О предстоящем рассмотрении дела участник закупки был надлежаще уведомлен. Поставщику была предоставлена возможность изложить доводы в обоснование своей позиции. Однако Поставщиком не предоставлены доказательства, подтверждающих добросовестность своего поведения.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.4 контракта N 0190200000321006556/95 от 09 августа 2021 г. Государственный заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от контракта (исполнения контракта) полностью или частично, если такой отказ допускается, контракт считается расторгнутым или измененным.
09.08.2021 года между Заказчиком и Поставщиком заключен государственный контракт N 0190200000321006556/95 (далее - Контракт).
18.08.2023 года Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
18.08.2023 года уведомление Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в Единой информационной системе.
Таким образом, 18.08.2023 года является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика нарушения условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), уведомление Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 29.08.2023 года.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 29.08.2023 года.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Поставщика, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 09.08.2021 года.
Согласно п.1.1. Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом осуществить поставку и монтаж мобильного (инвентарного) здания "Здание фельдшерско-акушерского пункта в д. Харампур, Пуровский район" (далее - Товар) и надлежащим образом оказать услуги по монтажу Товара в соответствии с требованиями Технического задания, которое является неотъемлемой частью Контракта (Приложение N1) (далее - Услуги). Государственный заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом оказанные Услуги.
Согласно пункту 5.1.1. контракта начало исполнения обязательств Поставщиком - следующий день после дня заключения Контракта, и в соответствии с пунктом 5.1.2 окончание (Поставка Товара и оказания Услуг) - 20 декабря 2021 года.
Согласно представленным материалам, поставка по Контракту согласно его условиям должна была быть завершена в срок до 20 декабря 2021 года, но по состоянию на 18 августа 2023 года контракт все еще находился в стадии исполнения. Заказчику стало очевидным, что Поставщик не исполнит свои обязательства в срок, в связи с чем 29.08.2023 года контракт был расторгнут в одностороннем порядке.
Из пояснений Заказчика следует, что с января 2022 года, государственное казенное учреждение "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ "ДКСиИ ЯНАО", Заказчик) поставило на специальный контроль исполнение условий Контракта, и в начале 2022 года был рассмотрен вопрос о принятии решения расторгнуть Контракт в одностороннем порядке, но с учетом того что степень выполнения была не нулевой, а Поставщик указывал на намерения завершить поставку Товара в полном объеме, решение расторгать Контракт в одностороннем порядке было не целесообразно и дальнейшая работа по реализации Контракта была продолжена в рамках постоянного мониторинга и контроля за этапами поставки Товара.
09.06.2022 года Заказчиком совместно с Поставщиком было проведено рабочее совещание по вопросу исполнения/расторжения Контракта, по итогу рабочего совещания протокольно были установлены контрольные сроки по завершению этапов поставки, и контроль их соблюдения. Поставщик исполнял условия протокольных решений, но со значительным отставанием от оговоренных в протоколе сроков.
Ввиду того, что динамика была положительной, вопрос о расторжении контракта был отложен, и 06.12.2022 года проведено дополнительное совещание по исполнению Контракта, которым были определены контрольные даты по завершению поставки Товара, где крайние даты обозначены как 15.06.2023.
При этом Заказчик обращает внимание, что определенные Протоколами контрольные сроки были направлены на осуществление особого контроля за выполнением работ Поставщиком, и не меняли существенные условия Контракта и не освобождали Поставщика (ООО "Группа Ермак") от ответственности за просрочку выполнения обязательств по Контракту, о чем было указано в п. 4. Протоколов от 09.06.2022 года и 06.12.2022 года.
В 2023 году, со слов Заказчика, темпы работ по поставке были существенно снижены, а длительный период хранения модулей Товара с несоблюдением технологии консервации привели модуль Товара в непригодное состояние (облезла краска, проявилась ржавчина). Поставщик гарантировал приведение модулей в товарный вид, и завершение поставки, что по итогу осуществлено не было.
Так, Поставщик, письмом от 07.02.2023 (подтверждается копией письма от 07.02.2023 года б/н) гарантировал завершить закупку и поставку оборудования входящего в комплект поставки Товара, отделочных материалов в срок до 21 февраля 2023 года, что также не было реализовано Поставщиком.
Таким образом, по мнению Заказчика, Поставщик злоупотребил оказанным ему содействием со стороны Заказчика, сорвал поставку социально значимого Объекта, лишив тем самым жителей населенного пункта (д. Харампур) надлежащей медицинской помощи. Последствия бездействия Поставщика имеют широкий общественный резонанс и являются бесспорным основанием для включения ООО "Группа "Ермак" в реестр недобросовестных поставщиков.
01.08.2023 года Заказчик получил уведомление исх. N 7 от 01.08.2023 г. (подтверждается копией уведомления) от конкурсного управляющего ООО "Группа "Ермак" о том, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2023 года по делу N А60-68159/2022 в отношении ООО "Группа Ермак" введена процедура банкротства - конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Тренклер Алексей Игоревич (ИНН 782571579192, член СОАУ "Континент".
Наличие или отсутствие фактов и обстоятельств нарушения условий контракта устанавливается уполномоченным органом на основании объяснений и документов, предоставляемыми сторонами контракта Комиссии УФАС по ЯНАО.
Поставщик, извещенный надлежащим образом, своим правом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 13 Правил N 1078, не воспользовался, доказательств надлежащего исполнения обязательств по контракту или обстоятельств препятствующих исполнению по независимым от него причинам, а также пояснений относительно обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения спорного контракта не представил, что относится к рискам предпринимательской деятельности.
Своим бездействием Поставщик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий исполнения Контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, в свою очередь, по мнению Заказчика, это должно повлечь наложение на Поставщика санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Невыполнение в данном случае Поставщиком требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов в сфере медицинского обслуживания населения.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности контракт, Поставщик обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Поставщик рассчитывал для своевременного их выполнения).
Таким образом, на момент заключения контракта Поставщик не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия договора, что свидетельствует о недобросовестном поведении Подрядчика при исполнении договора.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Поставщика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить договор, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Поставщике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об обществе с ограниченной ответственностью "ГРУППА ЕРМАК" (ИНН 6670364212), сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Тренклер Алексее Игоревиче (ИНН:782571579192) по обращению Государственного казённого учреждения "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН 8901017526) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 0190200000321006556/95 от 09 августа 2021 г. на поставку и монтаж мобильного (инвентарного) здания "Здание фельдшерско-акушерского пункта в д. Харампур, Пуровский район", цена контракта 42 000 000,00 рублей, (извещение N 0190200000321006556), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГРУППА ЕРМАК" (ИНН: 6670364212), сведений о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Тренклер Алексее Игоревиче (ИНН:782571579192) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Н.И. Моисеева
8(34922)3-56-80
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 5 сентября 2023 г. N 089/10/104-642/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023