Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии - <_> - Врио Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены комиссии:
<_>- специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
<_>- государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
при участии в заседании Комиссии Курганского УФАС России посредством видео-конференц-связи представителей:
Заказчика - Управления образования Администрации Шадринского муниципального округа Курганской области (далее - Управление образования Администрации Шадринского МО, Заказчик) <_>., действующей на основании доверенности N 1 от 25.08.2023,
Индивидуального предпринимателя Якимова Алексея Валериановича (далее - ИП Якимов А.В., Победитель закупки) <_>, действующего на основании доверенности N б/н от 24.11.2022,
рассмотрев обращение Управления образования Администрации Шадринского МО о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об Индивидуальном предпринимателе Якимове А.В. в связи с уклонением победителя запроса котировок в электронной форме от подписания Контракта согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Порядок ведения реестра, рассмотрения обращения заказчика, принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 23.08.2023 поступило обращение Управления образования Администрации Шадринского МО (вх. N 3595-ЭП/23) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об Индивидуальном предпринимателе Якимове А.В., в связи уклонением победителя запроса котировок в электронной форме от подписания контракта на поставку продуктов питания (масло сливочное) (извещение N 0843500000223005062).
Комиссия Курганского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0843500000223005062) от 18.08.2023, в котором указано, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано 3 заявки, все признаны соответствующими. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем запроса котировок признается участник закупки с идентификационным номером заявки - 230 (ИП Якимов А.В.)
Статьей 51 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
21.08.2023 в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком направлен проект контракта для подписания со стороны ИП Якимова А.В.
22.08.2023 - регламентированный срок подписания контракта со стороны ИП Якимова А.В., однако в указанный срок проект контракта не был подписан лицом, имеющим право действовать от имени ИП Якимова А.В.
Таким образом, в связи с тем, что Победителем запроса котировок в электронной форме не подписан в установленный срок контракт, чем нарушены требования статьи 51 Закона о контрактной системе, ИП Якимов А.В. признан уклонившимся от заключения контракта.
23.08.2023 Заказчиком сформирован и размещен в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия Курганского УФАС России заслушав пояснения представителя ИП Якимова А.В., проанализировав представленные документы, установила следующее.
Как следует из пояснений представителя ИП Якимова А.В., Предприниматель не имел умысла уклониться от подписания контракта и действовал добросовестно.
Контракт должен был быть подписан в срок по 22.08.2023 включительно.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России установлено, что проект контракта Заказчиком направлен в регламентированный срок, но ИП Якимовым А.В. не были исполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, 23.08.2023 Заказчиком сформирован и размещен в ЕИС протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России по рассмотрению обращения Заказчика представитель ИП Якимова А.В. пояснил, что умысел на уклонение от заключения контракта в действиях Предпринимателя отсутствовал.
Также представитель ИП Якимова А.В. пояснил Комиссии Курганского УФАС России, что 21 - 22 августа 2023 у Предпринимателя возникли проблемы с подключением к интернету устройств, с которых осуществляется работа с ЕИС и на электронных торговых площадках. При этом для решения данной проблемы предпринимались действия 22.08.2023, а именно был направлен запрос провайдеру и запрошена справка ООО "Курган-Телеком". Восстановить подключение к интернету смогли 23.08.2023, после чего в адрес Заказчика было направлено письмо с подтверждением намерения заключить контракт, а также направлен подписанный контракт. Кроме того, для нужд Заказчика была закуплена продукция.
Кроме того, представитель ИП Якимова А.В. пояснил, что является специалистом по закупкам у данного предпринимателя, и, вернувшись из поездки в г. Екатеринбург, 22 августа 2023 после 19:00 обнаружил на рабочем месте неработающий компьютер, после чего сообщил о проблеме программисту Савенкову С.А. К 23.08.2023 работа компьютера была восстановлена.
Представитель ИП Якимова А.В. также отметил, что Предпринимателем в 2023 уже исполнены 14 государственных контрактов на поставку продуктов питания на сумму свыше 2,2 млн. руб., на исполнении находятся 17 государственных контрактов.
В подтверждение указанных обстоятельств представитель Предпринимателя в материалы дела представил справку ООО "Курган - Телеком" от 23.08.2023, согласно которой 22.08.2023 в 08:22 зарегистрировано обращение от ИП Якимова А.В. об отсутствии доступа к сети интернет по адресу: ул. Б. - Петрова, 88Е.
Кроме того, в материалы дела представлены копия трудового договора от 16.11.2021, подтверждающего трудовые отношения между ИП Якимов А.В. и программистом Савенковым С.А., а также письменные пояснения последнего относительно получения сообщения от специалиста по закупкам Устюгова В. о поломке ноутбука 22.08.2023 около 20:00 и устранении поломки указанной техники утром 23.08.2023.
В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представитель Заказчика на включении сведений об ИП Якимове А.В. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивал, пояснил Комиссии, что данный Предприниматель в настоящее время является исполнителем по контракту с Заказчиком и нареканий к исполнению обязательств со стороны Управления образования Администрации Шадринского МО не имеется.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России пояснил Комиссии, что направление обращения является обязанностью Заказчика в силу положений Закона о контрактной системе.
Комиссия контрольного органа в сфере закупок отмечает, что в материалы дела ИП Якимовым А.В. представлены документы, из содержания которых следует, что Предприниматель был готов заключить и исполнить контракт с Заказчиком.
Комиссия Курганского УФАС России проанализировав все документы и сведения представленные в материалы дела, не оспаривая факта не подписания контракта с Заказчиком, отмечает, что ИП Якимовым А.В. принимались меры по его подписанию и исполнению.
Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 10.08.2023 Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение N 0843500000223005062 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку продуктов питания (масло сливочное).
В силу части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0843500000223005062) от 18.08.2023 установлено, что контракт заключается с участником, с идентификационным номером заявки - 230 (ИП Якимов А.В.)
Комиссия отмечает, что частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных в данной норме права.
В соответствии с положениями статей 50, 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком 21.08.2023 размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта для подписания его со стороны ИП Якимова А.В.
Комиссией установлено, что в регламентированный срок до 23:59 22.08.2023 ИП Якимов А.В. действия, предписанные положениями статьи 51 Закона о контрактной системе не выполнил.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе).
Во исполнение требований пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком 23.08.2023 сформирован и размещен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
В рамках проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России были проанализированы документы и сведения, представленные со стороны Заказчика, размещенные в ЕИС.
Нарушений со стороны субъектов контроля в рамках данной внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России не установлено.
Проанализировав все представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителей Заказчика, ИП Якимова А.В., Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Комиссия отмечает, что в регламентированный срок Предпринимателем проект контракта подписан не был, следовательно, у Заказчика имелись законные основания признать ИП Якимова А.В. уклонившимся от подписания контракта.
Рассматривая вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки контрольный орган оценивает поведение участника закупки (поставщика, подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на заключение и фактическое исполнение контракта.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что ИП Якимов А.В. не имел умысла уклоняться от заключения контракта, данное обстоятельство произошло ввиду технических проблем с оборудованием (ноутбуком) ИП Якимова А.В., используемым для подписания контрактов по результатам электронных процедур, а также отсутствием доступа к сети интернет.
Законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Комиссией Курганского УФАС России оценены документы, подтверждающие намерения ИП Якимова А.В. подписать контракт с Заказчиком и исполнить его надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах Комиссия контрольного органа в сфере закупок приходит к выводу об отсутствии у ИП Якимова А.В. намерения уклоняться от заключения и исполнения контракта.
Из подпункта "б" пункта 14 Правил N 1078 следует, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, намерение ИП Якимова А.В. заключить контракт, а также представленные документы Комиссия Курганского УФАС России считает возможным не включать сведения об Индивидуальном предпринимателе Якимове Алексее Валериановиче в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, Курганское УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоятельно рекомендует предпринять меры по недопущению данных фактов в будущем.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13, пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Индивидуального предпринимателя Якимова Алексея Валериановича в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: ____________ <_>
Члены Комиссии: ____________ <_>
____________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 29 августа 2023 г. N 045/10/104-453/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023