Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "АПгрейт" на действия ГБУЗ ТО "Областная больница N 12" (г. Заводоуковск) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система эндоскопической визуализации (эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка стойка, течеискатель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003423005528),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе, характеристикам закупаемого товара соответствует товар одного производителя - Хоя Корпорейшнл, Япония, а именно в части следующих характеристик: предназначен для подключения видеоэндоскопов: диагностические для взрослых, для детей, терапевтические, ширококанальные, двух-канальные (гастроскопы, колоноскопы с изменяемой жесткостью, ларингоскопы, бронхоскопы, дуоденоскопы, ультрозвуковые эндоскопы); наличия вспомогательной лампы; наличия системы насоса: электромагнитный вибрационный; диапазона баланса красного не менее от (-5) до (+5); диапазона баланса синего не менее от (-5) до (+5); длины рабочей части не более 1050 мм; общей длины не более 1375 мм.
Заявитель указывает, что объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя. В свою очередь описание объекта закупки под одного производителя ведет к ограничению количества участников закупки.
Кроме того из жалобы также следует, что заказчиком применены такие показатели как наличие системы насоса: электромагнитный вибрационный; диапазона баланса красного не менее от (-5) до (+5); диапазона баланса синего не менее от (-5) до (+5); длины рабочей части не более 1050 мм) без применения обоснования необходимости их использования.
При этом "ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 N 1881-ст) вышеуказанные показатели к закупаемому товару не содержит.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами заявителя, считают, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку сформировано на основании потребности лечебного учреждения в закупаемом медицинском оборудовании.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Заказчиком при составлении описания объекта закупки использовался каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с потребностью заказчика, а также более эффективным использованием бюджетных средств был выбран Код позиции КТРУ: N 26.60.12.119-00000374 Система эндоскопической визуализации.
Согласно позиции КТРУ N 26.60.12.119-00000374 сведения о характеристиках товара отсутствуют.
Согласно письму Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога (КТРУ): заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги); предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Вместе с тем, "ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок" оспариваемые заявителем показатели к закупаемому товару не содержит, соответственно у заказчика отсутствовала обязанность обоснования установленных показателей.
Кроме того, из пояснений заказчика следует, что вопреки утверждению заявителя об обратном описанию объекта закупки соответствует продукция как минимум двух производителей:
- видеоинформационный эндоскопический центр CV-190 PLUS+ Эндоскопический ксеноновый источник света CLV-190, Олимпас Медикал Системс, Тайланд, Малайзия;
-видеопроцессор медицинский для эндоскопии "ПЕНТАКС", ПЕНТАКС Медикал с принадлежностями. Вариант исполнения: ЕРК-3000, Япония, Тайланд, Малайзия.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению. Указал, что на участие в закупке поступило 2 заявки, снижение начальной максимальной цены контракта составило 6,5 %.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы и сведения, Комиссия Тюменского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона в интересах Заказчика предметом которого является поставка медицинского изделия: Система эндоскопической визуализации (эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка стойка, течеискатель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта 12 226 280,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 21.08.2022 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423005528.
В Описании объекта закупки на поставку медицинских изделий (Приложение N 1) заказчиком определены следующие требования к закупаемому товару:
Процессор видеоизображений для эндоскопии: предназначен для подключения видеоэндоскопов: диагностические для взрослых, для детей; терапевтические; широко-канальные; двух-канальные (гастроскопы, колоноскопы с изменяемой жесткостью, ларингоскопы, бронхоскопы, дуоденоскопы, ультразвуковые эндоскопы).
Мощность лампы не менее 150 Вт. Наличие вспомогательной лампы, системы насоса: электромагнитный вибрационный. Диапазона баланса красного не менее от (-5) до (+5); Диапазона баланса синего не менее от (-5) до (+5); Длина рабочей части не более 1050 мм; Общая длина не более 1375 мм.
Как следует из пояснений заказчика, описание объекта закупки сформировано на основании потребности лечебного учреждения, при этом характеристикам закупаемого товара соответствует товар, как минимум товар двух производителей:
- видеоинформационный эндоскопический центр CV-190 PLUS+ Эндоскопический ксеноновый источник света CLV-190, Олимпас Медикал Системс, Тайланд, Малайзия;
- видеопроцессор медицинский для эндоскопии "ПЕНТАКС", ПЕНТАКС Медикал с принадлежностями. Вариант исполнения: ЕРК-3000, Япония, Тайланд, Малайзия.
Комиссия отмечает, что позиция заказчика о наличии аналога закупаемого товара, подтверждается Инструкцией по использованию видеопроцессора Пентакс Медикал ЕРК-3000, а именно в части следующих характеристик: мощности лампы: не менее 150 Вт; наличия вспомогательной лампы; системы насоса: электромагнитного видрационного; мембранного насоса; коррекции системы цвета красного (белого).
В свою очередь представитель заявителя с позицией заказчика о наличии 2-х производителей закупаемого товара не согласился, однако письменных, относимых к делу доказательств в материалы дела не предоставил.
При этом, Комиссия учитывает то обстоятельство, что согласно протоколу подведения аукциона от 31.08.2023 года на участие в закупке поступило 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения, снижение начальной максимальной цены контракта составило 6,5 %. При этом как следует из пояснений заказчика участниками закупки было предложено медицинское оборудование разных (двух) производителей, что опровергает утверждение заявителя о возможности поставки продукции только одного производителя.
Комиссия отмечает, что участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе ввиду установления заказчиком вышеуказанных требований к закупаемому товару, не доказано, что установленные заказчиком требования к закупаемому товару привели к ограничению количества участников закупки, невозможности поставки товаров с характеристиками, установленными заказчиком.
Кроме того, не опровергнут довод заказчика о том, что характеристикам закупаемого товара соответствуют как минимум два производителя, в связи с чем в указанной части довод заявителя Комиссия считает необоснованным.
Довод заявителя о том, что описание объекта закупки не содержит обоснования указанных заказчиком характеристик товара (диапазон ручной системы контроля яркости не менее от (-5) до (+5); система насоса: электромагнитный вибрационный; длина рабочей части видеогастроскопа не более 1050 мм, общая длина не более 1375 мм и т.д.), Комиссия признает несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе такое обоснование должно содержаться в случае использования других показателей (характеристик) товара, указанных в ГОСТе.
Однако, "ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2014 N 1881-ст) вышеуказанные показатели к закупаемому товару не содержит, соответственно у заказчика отсутствовала обязанность размещения обоснования в установлении указанных выше характеристик.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, исходя из своих потребностей, а в компетенцию Комиссии не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика, в связи с чем, действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду (потребность) заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что предъявленные заказчиком требования к поставляемым товарам в равной степени распространяются на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и поставить требуемое оборудование. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АПгрейт" на действия ГБУЗ ТО "Областная больница N 12" (г. Заводоуковск) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система эндоскопической визуализации (эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка стойка, течеискатель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003423005528) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 4 сентября 2023 г. N 072/06/44/148/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023