Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "АГЕНТСТВО СУБСИДИЙ" (далее - ГКУ РС(Я) "АГЕНТСТВО СУБСИДИЙ", заказчик): ..., ... (представители по доверенностям);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ПЕРВАЯ РЕКЛАМНАЯ КОМПАНИЯ" (далее - ООО "ПЕРВАЯ РЕКЛАМНАЯ КОМПАНИЯ", заинтересованное лицо): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев обращение, представленное заказчиком ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "АГЕНТСТВО СУБСИДИЙ об участнике закупки ООО "ПЕРВАЯ РЕКЛАМНАЯ КОМПАНИЯ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта на размещение информационных материалов в печатных средствах массовой информации (изв. N 0816500000623006798), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "АГЕНТСТВО СУБСИДИЙ об участнике закупки ООО "ПЕРВАЯ РЕКЛАМНАЯ КОМПАНИЯ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта на размещение информационных материалов в печатных средствах массовой информации (изв. N 0816500000623006798).
Из пояснений представителя ООО "ПЕРВАЯ РЕКЛАМНАЯ КОМПАНИЯ" следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось неисполнение заказчиком обязательств по приемке и оплате услуг, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 11.04.2023 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000623006798 на размещение информационных материалов в печатных средствах массовой информации;
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 304 376,66 рублей;
3) 25.04.2023 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0816500000623006798, принято решение заключить контракт с ООО "ПЕРВАЯ РЕКЛАМНАЯ КОМПАНИЯ";
4) 10.05.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт N 15/23-ЭА на сумму 304 376,66 р. (триста четыре тысячи триста семьдесят шесть рублей) 66 копеек (реестровый N 2143523743023000037);
4) 08.08.2023 г. исполнителем принято решение о расторжении контракта;
5) 22.08.2023 г государственный контракт был расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "ПЕРВАЯ РЕКЛАМНАЯ КОМПАНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
10.05.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт N 15/23-ЭА (реестровый N 2143523743023000037).
Разделом 1 "Предмет и цена контракта" установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по изготовлению и размещению информационных материалов в печатном средстве массовой информации Республики Саха (Якутия) (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить за оказанные Услуги.
1.2. Состав и объем Услуг, иные данные об Услуге определяются приложением N1 к Контракту.
1.3. Место оказания Услуг: муниципальные районы и городские округа Республики Саха (Якутия).
1.4. Цена Контракта составляет 304 376,66 р. (триста четыре тысячи триста семьдесят шесть рублей) 66 копеек. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации.
Источник финансирования Контракта: бюджет Республики Саха (Якутия).
1.5. В цену Контракта включены стоимость оказываемых Услуг, включая все расходы, связанные с выполнением обязательств Исполнителя, все налоги, пошлины, сборы, отчисления и другие платежи, которые Исполнитель должен оплачивать при исполнении Контракта или на иных основаниях.
1.6. Исполнитель приступает к оказанию Услуг с момента заключения Контракта и обязуется оказать Услуги по Контракту в полном объеме в срок до "25" декабря 2023 г.
1.7. Исполнитель гарантирует, что он обладает всеми необходимыми правами на оказание Услуг по Контракту и обязуется поддерживать их в силе в течение срока действия Контракта, а также в период действия гарантийных обязательств."
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом."
Согласно разделу 9 установлен следующий порядок расторжения контракта:
"9.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.2. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
9.4. Если Заказчиком проведена экспертиза оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
9.5. Заказчик может в любое время до сдачи ему оказанной Услуги отказаться от исполнения Контракта, уплатив Исполнителю часть установленной цены пропорционально части Услуги, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Исполнителю убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю Услугу, и частью цены, выплаченной за оказанную Услугу.
9.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
9.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы оказанной Услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Исполнителем условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
9.9. Поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств."
Учитывая изложенное, Исполнителем 08.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) и размещено в Единой информационной системе 08.08.2023 (далее - ЕИС).
Пунктом 1 части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления заказчика о принятом исполнителем решении является 08.08.2023.
08.08.2023 г. согласно представленным скриншотам ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта успешно доставлено в личный кабинет заказчика.
Частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно установленному сроку по части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также сведениям с ЕИС, решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым 22.08.2023.
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что исполнителем соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
10.05.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт N 15/23-ЭА (реестровый N 2143523743023000037) на оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов в печатном средстве массовой информации Республики Саха (Якутия).
Приложением N 1 к государственному контракту (Описание объекта закупки) установлено следующее:
"1. Наименование услуги: Оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов в печатном средстве массовой информации Республики Саха (Якутия).
2. Место оказания работ (услуг): Муниципальные районы и городские округа Республики Саха (Якутия).
3. Срок оказания работ: с момента заключения контракта по 25.12.2023 г.
4. Условия оказания услуг:
4.1. подготовка и размещение информационных материалов в печатном средстве массовой информации Республики Саха (Якутия) (далее - газете), с объемом не менее чем 1 полоса (формата А3-А4-А5) в месяц.
Объем размещаемых информационных материалов в газете распределяется на основании заявок Заказчика.
5. Исполнитель размещает информационные материалы Заказчика в газете, соответствующей требованиям:
5.1. Тематика и (или) специализация средства массовой информации - информационная, и (или) общественно-политическая, и (или) информационно-общественная, и (или) экономическая, территория распространения - Республика Саха (Якутия), на основании свидетельства о регистрации средства массовой информации, не рекламная (реклама менее 40%).
5.2. Периодичность выхода газеты - не реже 1 раза в неделю.
5.3. Тираж газет не менее 500 экз.
5.4. Объем издания газеты от 4 до 12 полос, отличающихся по содержанию, в каждом номере газеты.
5.5. Формат бумаги газеты - А4-А3.
5.6. Язык публикуемых материалов - русский, якутский.
5.7. Данные о тираже и периодичности газеты должны быть действительными на момент заключения контракта в соответствии с Законом от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
5.8. Порядок распространения газеты: по подписке и в розницу.
5.9. Заказчик направляет Исполнителю заявку на создание и размещение информационного материала в газете не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до направления номера газеты в печать по электронной почте. Заявка содержит дату выхода, тему, объем информационного материала.
В заявку могут быть внесены изменения, о которых Заказчик информирует Исполнителя не позднее, чем за один день до направления газеты в печать.
5.10. Исполнитель готовит и направляет для согласования Заказчику текст по теме информационного материала и фотографию и/или иной графический материал, а затем верстку информационного материала на электронный адрес Заказчика не менее чем за 5 часов до направления номера газеты в печать.
5.11. Заказчик согласовывает текст по теме информационного материала и фотографию и/или иной графический материал, а затем верстку информационного материала в течение 2 (двух) часов с момента поступления вышеназванных документов от Исполнителя.
5.12. Исполнитель размещает информационный материал в газете только после согласования с Заказчиком.
5.13. Заказчик вправе использовать готовый продукт (информационный материал) в пределах неисключительных прав, предусмотренных законодательством об авторском праве, в том числе размещение в других печатных средствах массовой информации."
Из пояснений представителей заказчика следует, что между заинтересованным лицом и заказчиком возникли разногласия в части определения объема оказания услуг, вследствие чего заказчиком и заинтересованным лицом были произведены различные расчеты оплаты за оказанные услуги по контракту.
Из пояснений представителя заинтересованного лица установлено следующее:
29 июня 2023 г. в письме N524/07-14/б/729 Заказчик сообщил заинтересованному лицу о фактическом исполнении заявки от 27 мая 2023 г. N524/07-14/б/621, а также что: "Данная работа будет принята с нашей стороны. В связи с вышеизложенным ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" просит направить в наш адрес документы для оплаты заявки от 27.05.2023 г. N 524/07-14/б/621".
30 июня 2023 г. заинтересованным лицом в адрес заказчика с использованием ЕИС был направлен документ о приемке.
04 июля 2023 г. заказчиком было сформировано уведомление об уточнении электронного документа с указанием причины: "необходимо приложить счет на оплату".
05 июля 2023 г. заинтересованным лицом в адрес заказчика с использованием ЕИС был повторно направлен документ о приемке с приложением счета на оплату.
21 июля 2023 г. заказчиком было сформировано уведомление об уточнении электронного документа с указанием причины: "в адрес исполнителя направлена претензия".
28 июля 2023 г. заинтересованным лицом в адрес заказчика с использованием ЕИС был повторно направлен документ о приемке.
02 августа 2023 г. заказчиком было сформировано уведомление об уточнении электронного документа с указанием причины: "Направлено письмо от 01.08.2023 г. исходящим номером 524/07-14/б/821 "Об отчёте по госконтракту"".
В письме от 01 августа 2023 г. заказчик указал: "В связи с вышеизложенным предлагаем, уменьшить стоимость оказания услуги до 128 158,56 руб. согласно следующим расчетам: 304 376,66 руб. (цена Контракта): 38 (количество печатных изданий) = 8 009,91 руб.*16=128 158,56 руб. Таким образом, остаток суммы Контракта составляет 176 218,10 руб. Заявка на размещение информационных материалов в 22 печатных изданиях на оставшуюся сумму 176 218,10 руб. будет направлена в августе-сентябре 2023 г.
В этой связи, необходимо переделать и выставить исправленные счет-фактуру N51 от 30.06.2023 г. и счет N05/07 от 06.07.2023 на сумму 128 158,56 руб.".
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта: "1.2. Состав и объем Услуг, иные данные об Услуге определяются приложением N1 к Контракту".
В пункте 4.1. Приложения N1 к Контракту установлено: "4.1. подготовка и размещение информационных материалов в печатном средстве массовой информации Республики Саха (Якутия) (далее - газете), с объемом не менее чем 1 полоса (формата А3-А4-А5) в месяц.
Объем размещаемых информационных материалов в газете распределяется на основании заявок Заказчика".
Согласно пункту 1.4. Контракта: "1.4. Цена Контракта составляет 304 376,66 р. (триста четыре тысячи триста семьдесят шесть рублей) 66 копеек. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации".
При этом количество печатных изданий, в которых требуется размещать информационные материалы Заказчика условиями Контракта не установлено.
В Контракте предусмотрен минимальный общий объем информационного материала - 1 полоса (формата А3-А4-А5) в месяц, а также требования к газете (периодичность, тираж и т.д.).
Заказчику был предоставлен отчет о размещении материала "Кто имеет право получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг?" согласно которого статья была размещена в 16 СМИ: 2,75 полосы формата А3 и 5,3 полосы формата А4.
Согласно пункту 4.1.1. Контракта Заказчик обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие оказанных Услуг и их результата в соответствии с условиями Контракта.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что со стороны заказчика имелся неоднократный необоснованный отказ в приемке оказанных услуг.
8 августа 2023 г. на основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 95, частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 9.9. Контракта ООО "Первая рекламная компания" приняло решение отказаться от исполнения государственного контракта N15/23-ЭА от 10 мая 2023 г. заключенного с ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий".
Вышеуказанное решение было подписано ООО "Первая рекламная компания" и направлено в ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" посредством ЕИС 08 августа 2023 г., решение было получено заказчиком также 08 августа 2023 г.
С момента получения ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта заказчик каких-либо действий направленных на устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения, не предпринимал. В связи с чем оснований для отмены не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не имелось.
Помимо документов о приемке услуг в ЕИС, фактическое оказание услуг Обществом подтверждено самим Заказчиком на заседании Комиссии УФАС.
В соответствии с частью 4 статьи 104 закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о лицах, с которыми контракты расторгнуты, в том числе в одностороннем порядке.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений";
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательств, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 4.1 Описания объекта закупки заказчика, являющегося Приложением N 1 к государственному контракту объем размещаемых информационных материалов в газете распределяется на основании заявок Заказчика.
Таким образом, учитывая, что объем оказанных услуг невозможно определить, Заказчику надлежало установить цену за единицу услуги в расчете обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты исполнителю фактически оказанных услуг.
Между тем, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в Извещении электронного аукциона, размещенного в Единой информационной системе, в нарушение части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчиком не указана начальная цена за единицу услуги.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Сведения, представленные заказчиком ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "АГЕНТСТВО СУБСИДИЙ об участнике закупки ООО "ПЕРВАЯ РЕКЛАМНАЯ КОМПАНИЯ" в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта на размещение информационных материалов в печатных средствах массовой информации (изв. N 0816500000623006798) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Признать заказчика нарушившим части 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 августа 2023 г. N 014/06/104-1344/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023