Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ЦАН" (далее также - ООО "ЦАН", заинтересованное лицо, исполнитель, подрядчик): ... (директор), ..., ..., ... (предстатели по доверенности);
в отсутствии:
заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Управтодор РС (Я)", заказчик): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев обращение представленное заказчиком Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "ЦАН" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации Строительство автомобильной дороги "Умнас" на участке Тит-Ары - Тумул в Хангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000621010939), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "ЦАН" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработке проектной документации Строительство автомобильной дороги "Умнас" на участке Тит-Ары - Тумул в Хангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000621010939).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 23.08.2021 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000621010939 на разработке проектной документации Строительство автомобильной дороги "Умнас" на участке Тит-Ары - Тумул в Хангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия).
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 14 702 673,91 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2021 г. N 0816500000622013815 заявка участника закупки ООО "ЦАН" признана победителем и соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе.
4) 04.10.2021 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт на выполнение работ по разработке проектной документации Строительство автомобильной дороги "Умнас" на участке Тит-Ары - Тумул в Хангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) N ОК/СМП-10939 (реестровый номер контракта N 2143523881121000122).
5) 15.08.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 28.08.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "ЦАН" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаца 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
04.10.2021 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена контракта" контракта установлено следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектной документации Строительство автомобильной дороги "Умнас" на участке Тит-Ары-Тумул в Хангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (далее - Объект, Проектная документация), а Заказчик - принять результат выполненных работ и оплатить их результат в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.2. Научные, технические, экономические и другие требования к выполняемым работам, являющихся предметом Контракта, а также состав Работ, выполняемых по настоящему Контракту определяются "Описанием объекта закупки" - Приложение N 1 к настоящему Контракту.
1.3. Место выполнения Работ: Республика Саха (Якутия), автомобильная дорога "Умнас" на участке Тит-Ары-Тумул в Хангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия).
Работы выполняются по месту нахождения Подрядчика с выездом на местность в пределах места нахождения объекта (если иное не установлено Приложениями к настоящему Контракту).
1.4. Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 14 100 000 (четырнадцать миллионов сто тысяч) рублей 00 копеек.
_
1.6. Подрядчик обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме в срок до 30 сентября 2022 года.
1.6.1. Этапы выполнения Работ указываются в Календарном плане проектно-изыскательских работ (Приложение N2 к настоящему Контракту), сдача и приемка этапа Работ ведется в соответствии с общим порядком приемки.
_"
Согласно разделу 4 "Права и обязанности Сторон" контракта установлено следующее:
"4.3.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта, действующими нормативными документами, в сроки, предусмотренные Календарным планом проектно-изыскательских работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту) и представить результат выполненных работ Заказчику по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Лермонтова,152; Технический отдел ГКУ "Управтодор РС (Я)"."
Согласно приложению N2 к контракту "Календарный план проектно-изыскательских работ" установлено следующее:
Из пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось неисполнение подрядчиком принятых по контракту обязательств.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 9 "Порядок расторжения Контракта" контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"9.1. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае отступления Подрядчика при выполнении Работ от условий Контракта или при наличии иных недостатков результата Работ, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
9.3. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
9.6. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчику. Выполнение Заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Подрядчика по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.
9.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
15.08.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 15.08.2023 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 15.08.2023 г.
15.08.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 28.08.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
04.10.2021 между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт.
19.10.2021 заинтересованное лицо письмом исх.1469-21 в адрес заказчика направил запрос исходных данных.
19.10.2021 заинтересованное лицо письмом исх. 1471-21 в адрес заказчика направил программы работ по выполнению инженерных изысканий.
19.10.2021 заказчик письмом исх.944/2353 направил исходные данные, имеющиеся у заказчика.
21.10.2021 заинтересованное лицо письмом исх.1506-21 в адрес заказчика направил на рассмотрение и согласование план трассы с тремя вариантами приложения осей и ведомости элементов плана.
29.10.2021 заинтересованное лицо направило письмо исх.1491-21 в адрес заказчика в целях сбора исходных данных, выполнил запрос ФГБУ "Якутское УГМС".
19.11.2021 заинтересованное лицо письмом исх.1681-21 в адрес АМО "Хангаласский улус" РС (Я) направил на согласование ось трассы.
19.11.2021 заинтересованное лицо письмом исх.1682-21 в адрес АМО "Тумульский наслег" Хангаласского улуса РС (Я) направил на согласование ось трассы.
19.11.2021 заказчик письмом исх.944/2738 сообщил о предварительном согласовании варианта приложения оси трассы N2, а также попросил направить данный вариант на рассмотрение и согласование в администрацию Хангаласского района и администрацию с. Тумул.
19.11.2021 заинтересованное лицо в адрес заказчика направил письмо исх.1738-21 просьбой направить представителя заказчика на встречу с жителями Тумульский наслег по вопросу согласования оси проектируемой трассы.
03.12.2021 заказчик письмом исх.944/2947 сообщил о приостановлении выполнения работ по этап N 1 "Инженерные изыскания" до особого уведомления по причине несоответствия выбранного жителями села Тумул варианта трассы государственной программе "Комплекс развития сельской территории на 2020-2025 гг."
03.12.2021 заинтересованное лицо в адрес заказчика направил письмо исх.1738-21 о согласовании оси трассы, согласованную с администрацией наслега.
03.12.2021 заинтересованное лицо в адрес заказчика направил письмо исх.1738-21 о согласовании оси трассы, согласованную с администрацией наслега с приложением протокола общего собрания жителей с. Тумул от 29.11.2021.
08.12.2021 заинтересованное лицо письмом исх.1803-21 на N15/03/14038 от 07.12.2021 проинформировал заказчика о списке участников совещания.
14.12.2021 заинтересованное лицо письмом исх.1842-21 на N944/3107 от 13.12.2021 проинформировал заказчика об участниках в совместном выезде 15.12.2021.
23.12.2021 заказчик письмом исх.944/3258 направил выписку из протокола по итогу собрания жителей МО "Тумульский наслег" Хангаласского улуса по выбору проложения трассы объекта и уведомил Подрядчика о возобновлении выполнения работ по этапу N1 "Инженерные изыскания".
13.01.2022 заинтересованное лицо письмом исх.06-22 направил заказчику откорректированную программу работ по инженерным изысканиям.
18.01.2022 заказчиком согласованы программы работ.
06.04.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 357-22 направил на рассмотрение и согласование варианты осей трассы (на выполненной топографической съемке), разработанные с учетом протокола собрания жителей МО "Тумульский наслег" от 21.12.2021.
07.04.2022 заказчик письмом N944/1163 направил заинтересованному лицу замечания по вариантам осей трассы, в которых указал, что направленная ось не соответствует согласованному варианту, а именно: трасса должна быть проложена под существующей свалкой, по существующей тропе или параллельно ей; потребовал направить продольные профили по каждому варианту; указал на отсутствие топографической съемки на участке ПК45 - ПК52.
23.05.2022 заинтересованное лицо письмом исх.539-22 в ответ на N944/1163 от 07.04.2022 направил заказчику на рассмотрение и согласование варианты осей трассы с учетом указанных в письме замечаний.
26.05.2022 заказчик письмом исх.944/1678 попросил принять участие в выездном совещании 27.05.2022 для решения вопроса по выбору трассы.
03.06.2022 заинтересованное лицо письмом исх.578-22 направлен запрос генерального плана МО "Тит-Арынский наслег" в целях учета при проектировании автомобильной дороги Главе наслежной администрации МО "Тит-Арынский наслег" Хангаласского улуса РС(Я).
14.06.2022 заинтересованное лицо письмом исх.612-22 в ответ на письмо заказчика N944/1678 от 26.05.2022 направил на рассмотрение и согласование варианты продольного профиля по рекомендуемому варианту оси трассы, проложенному по рекомендациям выездного совещания от 27.05.2022.
28.06.2022 заказчик письмом исх. 944/2082 сообщил о представлении на выбор варианты оси трассы с минимальными расходами на строительство мостового перехода через р. Хатынг с длиной моста не более 30 п.м., пересекающего речку под углом 90 или близким к нему, расположенную не на круговой кривой в плане.
01.07.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 676-22 на N944/2140 от 01.07.2022 проинформировал заказчика о готовности принять участие в выездном совещании 04.07.2022.
01.07.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 677-22 от в целях исполнения поручений по итогам совещания, проведенного 04.07.2022 у первого заместителя генерального директора ГКУ "Управтодор РС(Я)" Виктора Юрьевича Игнатьева с учетом приостановки работ письмом заказчика N944/2947 от 03.12.2021 подрядчик направил обновленную дорожную карту в связи с возникшими сложностями по выбору трассы автомобильной дороги.
05.07.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 684-22 направил заказчику варианты осей трассы, обсужденные на выезде 04.07.2022, а также проинформировал заказчика о том, что предполагаемая трасса проходит по земельным участкам, поставленными на государственный кадастровый учет.
07.07.2022 заказчик письмом исх. N944/2191 уведомил, что варианты проложения оси трассы не соответствуют решениям, принятым при совместном выезде 04.07.2022.
19.07.2022 заинтересованное лицо письмом исх.765-22 на исх.944/2191 от 07.07.2022 направил заказчику на рассмотрение варианты трассы, проходящие через МО "Тит-Арынский наслег" с целью определения направления проложения оси трассы для выполнения дополнительных инженерных изысканий.
22.07.2022 заказчик письмом исх. 944/2349 от предварительно согласовал вариант оси трассы N1 и попросил направить на рассмотрение и согласование оси трассы в администрации с. Тит-Ары, с. Тумул, Хангаласского района.
25.07.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 818-22 от направил на рассмотрение и согласование варианты трассы, проходящие через МО "Тит-Арынский наслег", Главе администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) и Главе наслежной администрации МО "Тит-Арынский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) в целях определения рекомендуемого варианта направления проложения оси трассы в границах села Тит-Ары.
17.08.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 952-22 направил запрос проведения буровых работ Главе наслежной администрации МО "Тит-Арынский наслег" Хангаласского улуса РС (Я).
06.09.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 1057-22 в ответ на N944/2191 от 25.07.2022 проинформировал заказчика о проведении дополнительных работ по инженерным изысканиям в соответствии с предварительно согласованной осью трассы, а также направил на согласование ось трассы, проходящую через село Тит-Ары.
06.09.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 1059-22 в ответ на исх.944/2191 от 25.07.2022 на основании п. 8 Контракта в связи с изменением начала проектируемой трассы (прохождением через с. Тит-Ары) и необходимостью проведения дополнительных работ по инженерным изысканиям и проектированию в границах населенных пунктов попросил заказчика продлить сроки по выполнению этапов и увеличить стоимость контракта согласно прилагаемым сметам на ПИР.
07.09.2022 заказчик в ответ письмом N944/2801 направил заинтересованному лицу отказ увеличения цены контракта, а также замечания по направленным вариантам осей трассы.
15.09.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 1120-23 направил запрос ЦСМ ФГБУ "Якутское Управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о предоставлении сведений об уровне верхних вод реки Хатын.
16.09.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 1134-22 в ответ на исх.944/2801 от 07.09.2022 сообщил, что установка геодезических реперов осуществляется после согласования проектной оси согласно п.5.1.5 СП 317.1325800.2017, в связи, с чем завершение этапа I не представляется возможным, а также направил фотоматериалы буровых работ, выполненных 03.12.2021. Также сообщил, что после согласования оси трассы необходимо произвести дополнительные полевые работы по инженерным изысканиям, в том числе буровые работы на новом участке дороги с учетом смещения начала трассы на 500 м от ранее рассматриваемого варианта, согласованного письмом N944/2738 от 19.11.2021.
05.10.2022 заказчик письмом исх. 944/3143 в ответ на письмо подрядчика N1134-22 от 16.09.2022 направил следующие замечания:
- не проведены работы по оценке гидрологических и геокриологических условий пересекаемых ручьев р.Хатынг, р.Берт, р.Няргыя, р.Манды-Юряге и попросил разъяснить как были определены необходимая высота насыпи на подходах, отвес моста, диаметр водопропускных труб;
- транзитная улица внутри с. Тит-Ары автомобильной дороги регионального значения "Умнас" соответствует категории улицы - магистральная улица районного значения, обеспечивающая выход на дорогу межрайонного значения. Согласно требованиям СП 42.13330.2016 максимальный продольный уклон для данной категории улицы и дорог равен 70 %о.
06.10.2022 заказчик письмом исх. 944/3169 потребовал об уплате неустойки.
10.10.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 1234-22 на исх.944/3143 от 05.10.2022 направил пояснения по выявленным замечаниям к вариантам осей трассы, а также сообщил, что:
- проведены работы по оценке гидрогеологических условий пересекаемых водотоков. Определены расчетные расходы и УВВ, в результате чего назначены диаметры водопропускных труб и отметка моста;
- согласно п.11.6 СП 42.13330.2016 параметры улиц и дорог сельских населенных пунктов следует принимать по таблицам 11.3 и 11.4. Проектируемые участки улиц относятся к основным улицам сельского населенного пункта. Максимальный продольный уклон на проектируемом участке составляет - 68%. Направлены для выбора варианта направления оси план трассы и продольные профили с вариантами осей в редактируемом формате.
19.10.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 1271-22 направил заказчику о списании неустойки.
25.10.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 1295-22 в ответ на N944/3248 от 14.10.2022 направил расчеты по определению расходов и УВВ, на основании которых назначены диаметры водопропускных труб и отметка моста, а также продольный профиль.
15.12.2022 заинтересованное лицо письмом исх. 1624-22 направил заявление об оказании консультационной услуги в ГАУ "Управление Госэкспертизы РС(Я)" в целях оценки соответствия нормативной документации принятых решений в разделе 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" том 3.1 "Автомобильная дорога", в частности разработанные варианты трасс. О чем представлен договор с ГАУ "Управление Госэкспертизы РС(Я)" N30-2022 от 20.12.2022.
17.01.2023 заинтересованное лицо письмом исх. 56-23 направил в ГАУ "Управление Госэкспертизы РС(Я)" отчет по инженерно-геодезическим изысканиям по рекомендуемому варианту оси трассы.
31.01.2023 ГАУ "Управление Госэкспертизы РС(Я)" письмом N573/14/01-41 составлены рекомендации N30-2022-конс по каждому из вариантов, выделены наиболее предпочтительные.
02.02.2023 заинтересованное лицо письмом исх. 173-23 направил заказчику рекомендации N30-2022-конс по оценке правильности выбранных проектных решений на их соответствие требованиям технических регламентов.
14.03.2023 заказчик письмом N944/824 направил дополнительные требования к предлагаемым вариантам трасс: "обосновать принятую высоту насыпи", "предоставить теплотехнических расчет", "предоставить расчет высоты насыпи из условия снегонезаносимости".
13.03.2023 заинтересованное лицо письмом исх. 375-23 направлен на повторное согласование заказчику рекомендуемый вариант трассы и продольный профиль, откорректированный по результатам оказания консультационных услуг в ГАУ "Управление Госэкспертизы Республики Саха (Якутия)".
27.03.2023 заказчик письмом N944/1015 направлен ответ на письмо от 27.03.2023 исх. 452-23.
30.03.2023 заинтересованное лицо письмом исх. 489-23 направлено письмо заказчику о том, что продольный профиль откорректирован с учетом требований высоты насыпи по 1-му принципу проектирования. Средняя высота насыпи принята - 2,5 м. В границах населенных пунктов и на подходах к ним, где невозможно обеспечить нормативную высоту насыпи, будут предусмотрены дополнительные мероприятия по защите земляного полотна. Продольный профиль запроектирован предварительно и будет уточнен. На данном этапе просим Вас согласовать ось проектируемой дороги. А также приложены вариант оси трассы и продольный профиль в редактируемом формате.
04.04.2023 заказчик письмом N944/1152 согласовал предлагаемую ось трассы и сообщил о необходимости предоставления технических отчетов по результатам инженерных изысканий в срок до 14.04.2023.
05.04.2023 заинтересованное лицо письмом исх. 518-23 направил уведомление заказчику и невозможности выполнения инженерных изысканий в сроки, указанных в письме N944/1152 от 04.04.2023 в связи с затянувшимся согласованием оси трассы проектируемой автомобильной дороги на участке Тит-Ары-Тумул. Далее представлен текст из указанного письма Подрядчика:
Полевые работы в полном объеме, являющиеся необходимым этапом выполнения инженерных изысканий, не были проведены. Осуществление указанных работ невозможно без согласования оси трассы проектируемой автомобильной дороги на участке Тит-Ары-Тумул. Варианты проложения оси трассы направлялись в Ваш адрес еще с 21.10.2021 письмом с исх. N1506-21, и направлялись неоднократно (более 18-ти раз). Срок согласования превысил 6 месяцев, что сделало невозможным проведение дальнейших инженерных изысканий. Этому корреспондируют положения законодательства РФ, в частности, статьи 719 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), а именно: Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
14.04.2023 заинтересованное лицо письмом исх. 570-23 проинформировал заказчика о начале полевых работ с 15.04.2023 по согласованной оси от 04.04.2023.
10.05.2023 заинтересованное лицо письмом исх.677-23 направил технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям и уведомление Заказчика о готовности сдачи полевых работ.
12.05.2022 заинтересованное лицо письмом исх.689-23 направил скорректированный технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям.
12.05.2022 заинтересованное лицо письмом исх.690-23 сообщил о готовности сдачи поля.
22.05.2023 заинтересованное лицо письмом исх.731-23 в адрес Заказчика направлен технический отчет по ИЭИ.
25.05.2023 заказчик письмом 944/1861 сообщил заинтересованному лицу о замечаниях по ИГИ, а также дополнительные замечания к ИГДИ, с требованием об установке грунтовых реперов.
19.06.2023 заинтересованное лицо письмом исх.833-23 в целях сбора исходных данных для разработки документации по планировке территории в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) направлено заявление о предоставлении выписки из государственного лесного реестра министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
30.06.2023 заинтересованное лицо письмом исх. 874-23 в адрес заказчика направлен исправленный технический отчет по ИЭИ и справка-ответ.
18.07.2023 г. заинтересованное лицо письмом исх. 933-23 в адрес заказчика направлены исправленные отчеты по ИЭИ и справки-ответы.
03.07.2023 заказчик письмом N944/2278 направлены замечания к отчету ИГМИ, направленному на рассмотрение 30.06.2023 письмом N874-23.
20.07.2023 заказчик письмом исх. 944/2482 заинтересованному лицу направлении отчетов по всему комплексу инженерных изысканий в срок до 28.07.2023.
20.07.2023 заинтересованное лицо письмом исх. 942-23 заказчику в соответствии с пунктом 4.3.14 Контракта и абзацем 4 пункта 1 статья 716 Гражданского кодекса Российской Федерации приостановил исполнение контракта в связи с независящими обстоятельствами, а именно отсутствием в условиях контракта и в обосновании начальной максимальной цены контракта установки грунтовых реперов, требуемых Заказчиком в пункте 6 письма с исх.N944/2482 от 20.07.2023.
21.07.2023 заказчик письмом N944/2501 направил заинтересованному лицу предложение о расторжению контракта по соглашению сторон.
21.07.2023 заинтересованное лицо письмом исх.948-23 о согласии на предложение о расторжении государственного контракта от 04.10.2021 NОК/СМП-10939 по соглашению сторон в соответствии с пунктом 9.1 Контракта вместе с компенсацией фактически выполненных Подрядчиком работ в ходе его исполнения.
03.08.2023 заказчик письмом N944/2659 требование об уплате неустойки.
14.08.2023 заинтересованное лицо письмом исх.1011-23 заказчику направлен отзыв с предложением отменить односторонний отказ на основании большого объема выполненных работ и понесенных затрат.
15.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.08.2023 контракт расторгнут.
Из письменных пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось неисполнение подрядчиком принятых по контракту обязательств. На требования заказчика об исполнении условий контракта подрядчиком соответствующие меры не приняты.
Из устных и письменных пояснений заинтересованного лица следует, что следует, что на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в целях исполнения обязательств по контракту, выполнены следующие работы:
N |
Наименование вида изысканий |
Исх. письма Заказчику |
Примечания |
1 этап "Инженерные изыскания" | |||
1 |
Инженерно-геодезические |
Исх.570-23 от 14.04.2023 уведомление Заказчика о начале полевых работ. Исх.705-23 от 17.05.2023 технический отчет по ИГДИ направлен в адрес Заказчика. Исх.933-23 от 18.07.2023 направлен повторно скорректированный технический отчет по ИГДИ. |
Площадь дополнительной инженерно-геодезической съемки составила 216 га, суммарная площадь съемки, выполненная Подрядчиком за время исполнения Контракта, составила 336 га, вместо указанных в сметном расчете стоимости проектно-изыскательских работ в ОНМЦК 110 га по трассе автодороги. А также, на участке изысканий выполнены работы по установке грунтовых реперов в количестве 7 шт, которые не были предусмотрены техническим заданием и программой работ, согласованной с Заказчиком. |
2 |
Инженерно-геологические |
Исх.952-22 от 17.08.2022 направлено уведомление о начале буровых работ. Исх.731-23 от 22.05.2023 направлен отчет по ИГИ. Исх.874-23 от 30.06.2023 направлен скорректированный отчет по ИГИ. Исх.933-23 от 18.07.2023 направлен скорректированный отчет по ИГИ. |
Всего на участке пробурено 72 скв., в ОНМЦК заложено 47 скв. На 25 скважин больше. |
3 |
Инженерно-гидрометеорологические |
Исх.1295-22 от 22.10.2022 направлены результаты инженерно-гидрометеорологических изысканий, а точнее расчеты по определению расходов и УВВ. Исх.731-23 от 22.05.2023 направлен отчет по ИГМИ. |
|
4 |
Инженерно-экологические |
Исх.689-23 от 12.05.2023 направлен отчет по ИЭИ. Исх.713-23 от 18.05.2023 направлен скорректированный отчет по ИЭИ. |
|
4 этап "Археологические работы и историко-культурная экспертиза" | |||
5 |
Археологические изыскания |
АКТ ГИКЭ N71/21 |
Согласование Департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия по АКТу ГИКЭ N72/22 от 01.07.2022 получено 22.07.2022 N01-21/886, и приложено в отчет ИЭИ приложение 8. |
Также следует, что ходе выполнения работ заинтересованным лицом установлены и выполнены неучтенные контрактном дополнительные инженерно-геодезической съемки на 216 га, суммарная площадь съемки, выполненная подрядчиком за время исполнения контракта, составила 336 га, вместо указанных в сметном расчете стоимости проектно-изыскательских работ в ОНМЦК 110 га по трассе автодороги. Нарушение сроков исполнения обязательств по контракту было связано с долгим согласованием направления проложения оси трассы с заказчиком и органом местного самоуправления. По контракту выполнены работы на общую сумму 12 049 488,86 рублей, вместе с тем, поскольку согласно условиям контракта оплата производится после выполнения работ в полном объеме счета и акты на сумму выполненных работ не выставлены.
Как следует из материалов дела заинтересованным лицом были приняты меры к исполнению контракта, что отражается в предоставленных документах.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки, общество с ограниченной ответственностью "ЦАН" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации Строительство автомобильной дороги "Умнас" на участке Тит-Ары - Тумул в Хангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (изв. N 0816500000621010939) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 сентября 2023 г. N 014/06/104-1346/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023