Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ФГБУ санаторий "Шафраново"
- Без участия.
Заявитель: ООО "Финист"
- Екимов А.Ю. (доверенность);
- Нигматуллина А.Р. (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Финист" (вх. 13117/23 от 25.08.2023) на действия Заказчика в лице ФГБУ санаторий "Шафраново" при определении поставщика путем проведения закупки N 0301100011323000181 "Закупка дезинфицирующих средств".
По мнению Заявителей, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно требования в Извещении установлены не в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Жалобы поданы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301100011323000181.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что по позиции N2 установлен срок годности дезинфицирующего средства, ограничивающие количество участников закупки.
Согласно ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется:
1 |
Дезинфицирующее средство (при подаче заявки наименование товара указать в соответствии с действующим свидетельством о государственной регистрации, указать номер свидетельства о государственной регистрации) |
Средство представляет собой готовый раствор, кожный антисептик. |
|
наличие |
В качестве действующих веществ должно содержать смесь спиртов, изопропиловый спирт (2-пропанол) |
% |
не менее 66 |
||
пропиловый спирт |
% |
не менее 10 |
||
ЧАС |
|
наличие |
||
возможно наличие производных гуанидина, |
|
наличие |
||
Не должно содержать производные фенолов, амины. |
|
наличие |
||
Срок годности средства должен быть |
лет. |
не менее 5 |
||
Средство предназначено к применению: - для обработки рук хирургов, оперирующего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в т.ч. стоматологических клиниках, а так же при приеме родов в родильных домах и др.; - для гигиенической обработки рук медицинского персонала ЛПУ, гигиенической обработки рук персонала на санитарном транспорте; - для обработки кожи инъекционных полей; - для экспресс-дезинфекции небольших по площади помещений, труднодоступных поверхностей; -для дезинфекции предметов обстановки и наружных поверхностей медицинского оборудования и приборов; -для обработки ступней ног с целью профилактики грибковых заболеваний. -Гигиенической обработки рук медицинских работников детских дошкольных и школьных учреждений. |
|
наличие |
||
|
|
Микробиология: средство должно обладать бактерицидной активностью в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий (в т.ч. возбудителей внутрибольничных и кишечных инфекций, микобактерий туберкулеза ), возбудителей особо |
|
наличие |
|
|
опасных инфекций - холеры, сибирской язвы; фунгицидной активностью, вирулицидной активностью (в отношении полиомиелита, энтеральных и парентеральных гепатитов, герпеса, ВИЧ-инфекции и др). |
|
|
Средство должно обладать пролонгированным антимикробным действием |
часов. |
не менее 3 |
||
Токсичность дезинфицирующего средства: средство по параметрам токсичности при введении в желудок и при нанесении на кожу относится к мало опасным веществам. |
классу |
не менее 4 |
||
Не оказывает местно-раздражающего, кожно-резорбтивного и сенсибилизирующего действия. |
|
наличие |
||
Средство должно обладать утвержденными режимами: - обработка рук хирургов (на кисти рук наносят средство дважды и втирают его в течение); |
Мл минут |
не более 5 не более 5 |
||
-Обработка рук и кожных покровов в очагах холеры проводят |
сек |
не менее 30 |
||
в очагах сибирской язвы проводят трёхкратно наносят на кожу и втирают: |
Мл сек |
Не более 5 не менее 30 |
||
-гигиенической обработки рук медицинского персонала ЛПУ (на кисти рук наносят средства и втирают в кожу в течение) |
Мл секунд |
не более 3 не более 30 |
||
- обработка инъекционного поля способом орошения с последующей выдержкой |
мин |
не более 1 |
||
- обработка ступней ног: обильно смочить ватный тампон (на каждый тампон) и тщательно обработать каждую ступню ног разными ватными тампонами, смоченными средством; время обработки каждой ступни ; |
Мл сек |
не менее 3 не более 30 |
||
-обработка операционного поля проводится |
минут. |
не более 2 |
||
|
|
Форма выпуска: - флакон |
литра |
не менее 1 |
2 |
Дезинфицирующее средство (при подаче заявки наименование товара указать в соответствии с действующим свидетельством о государственной регистрации, указать номер свидетельства о государственной регистрации)
|
Дезинфицирующее средство, должно представлять собой порошок, обязательно содержащий в составе хлоросодержащие соединения, выделяющие свободный хлор. |
|
наличие |
|
|
|
||
Средство должно обладать утвержденными режимами: |
|
наличие |
||
- Дезинфекции поверхностей |
|
наличие |
||
- Дезинфекции посуды |
|
наличие |
||
- Дезинфекции санитарно-технического оборудования |
|
наличие |
||
Срок годности средства |
год |
Не более 1 |
Согласно пояснениям Заказчика "в техническом задании допущена техническая ошибка по показателю срока годности, будет внесено изменение".
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, в извещении указана недостоверная информация.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил дополнительные требования к закупаемому товару, не не указал их обоснование необходимости.
В соответствии с ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ и услуг Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В п.5 Правил указано, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 6 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией установлено, что Заказчик выбрал код КТРУ 20.20.14.000-00000006, по указанному коду имеется единственная обязательная характеристика товара - Форма выпуска "Порошок", а также код КТРУ 20.20.14.000-00000005, по указанному коду имеется единственная обязательная характеристика товара - Форма выпуска "Жидкость".
УФАС по РБ установлено, что по остальным характеристикам, установленным в Техническом задании, отсутствует обоснование необходимости использования такой информации.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил требование об указании наименования товара в соответствии с действующим свидетельством о государственной регистрации.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается частично-обоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Финист" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст. 7, ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Гареев Д.Р.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Ларшутин Р.С.
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 августа 2023 г. N ТО002/06/106-1712/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023