Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенностям:
от Заказчика: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1":
от Заявителя - ООО Комбинат Питания N1:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 10189-ИП/23 от 24.08.2023) на действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по организации питания учащихся МОУ "СОШ N1" по социальному заказу в период с 01.09.2023 г. по 30.12.2023 г".
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 31.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 856 934,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания жалобы следует, что конкурсной комиссией, по мнению Заявителя, неправомерно применен порядок рассмотрения и оценки заявок при рассмотрении заявки ООО "Комбинат Питания N1".
Согласно материалам дела, а также доводам жалобы Заявителем в составе первой части заявки представлены запрашиваемые Заказчиком документы в рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Вместе с тем из Протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.08.2023 следует, что заявке Заявителя по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" присвоено 0 баллов.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В пояснениях по доводам жалобы Заказчик пояснил, что комиссией по осуществлению закупок присвоено заявке Заявителя 0 баллов, поскольку: "В составе первой части заявки на участие в конкурсе Заявителем, помимо прочего, представлена "Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - ППК).
В свою очередь, указанная ППК, в нарушение требований Порядка оценки, не предусматривает порядка формирования (требований к такому порядку) примерного меню свободного выбора в соответствии с техническим заданием и действующим СанПиН, что. в силу установленного Порядка оценки. является обязательным для включения в ППК.
Таким образом, в виду отсутствия в представленной Заявителем ППК указанной выше обязательной информации, такая ППК не может быть признана соответствующей требованиям Порядка оценки, в связи с чем предложение Заявителя по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" считается непредставленным".
Проанализировав состав заявки Заявителя, Комиссия установила, что указанный довод Заказчика не нашел своего подтверждения, так как в заявке представлена программу производственного контроля, учитывающая требования к организации здорового питания и формированию примерного меню свободного выбора в соответствии с техническим заданием и действующим СанПиН.
В настоящем деле Комиссия провела проверку соблюдения конкурсной комиссией Заказчика установленного ею же порядка оценки заявок в извещении без оценки непосредственно результатов конкурса и без проверки количества и правомерности присвоения баллов участникам конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов.
Таким образом, в действиях конкурсной комиссии усматривается нарушение пп. б) пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о том, что комиссией заказчика присвоено участнику 0 баллов по данному критерию, без объяснения причин и указания их в протоколе рассмотрения не находит своего подтверждения. Изучив нормы Закона о контрактной системе, Инспекция не усматривает нарушений в действиях конкурсной комиссии при составлении протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 16.08.2023.
Более того, Комиссия, изучив положения порядка рассмотрений и оценки заявок участников закупки, выявила в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в следующем.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что порядок рассмотрения в отношении критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержит следующие положения:
"Оценка по данному показателю производится при наличии у участника закупки разработанной детализированной программы производственного контроля, учитывающей все требования к организации здорового питания в соответствии с техническим заданием и действующим СанПиН.
100 баллов присваивается заявке, содержащей программу производственного контроля, учитывающей все требования к организации здорового питания и формированию примерного меню свободного выбора в соответствии с техническим заданием и действующим СанПиН.
0 баллов присваивается заявке, при отсутствии программы производственного контроля, наличие программы не в полной мере учитывающего все требования к организации здорового питания и формированию примерного меню свободного выбора в соответствии с техническим заданием и действующим СанПиН.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" применяется показатели оценки "Наличие детализированной программы производственного контроля, учитывающей все требования к организации здорового питания и формированию примерного меню свободного выбора."
Оценка производится при наличии у участника закупки разработанной детализированной программы производственного контроля, учитывающей все требования к организации здорового питания в соответствии с техническим заданием и действующим СанПиН на текущий год".
При этом Комиссия отмечает, что с использованными формулировками извещения, Ленинградскому УФАС России и потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика.
Как следует из материалов дела, исходя из того, что сама по себе разработка и наличие программы производственного контроля в заявке не означает получение баллов, поскольку заявка Заявителя имела программу производственного контроля, но не была оценена Заказчиком, есть еще ряд неких "требований к организации здорового питания", которые вовсе не раскрыты в Извещении.
Проанализировав положения порядка оценки, Комиссия приходит к выводам, что Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки не просто разработку программы, а учесть и заложить в нее требования, которые в надлежащем виде не определены Извещением, что делает предмет оценки полностью субъективным.
Причины, по которым Заказчик не будет учитывать такую программу, не раскрыты в Извещении, не были они даны и во время заседания Комиссии Ленинградского УФАС, четкого понимания того, что необходимо представить для получения максимального количества баллов не имеется.
Само по себе программа в заявке, требуемая Заказчиком и ее полнота по требованиям Технического задания и СанПиНа, является оценочным понятием и не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки и техническом задании.
С использованными формулировками извещения, Ленинградскому УФАС России и потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика, установившего не стоимостной показатель, требующего его дополнительного описания и максимального дробления на нераскрытые Извещением требования.
Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что фактически подобное субъективное восприятие предложений участников со стороны Заказчика направлено на не на поиск лучшего предложения, а лишь позволяют выискивать на многостраничных предложениях неточности, недостатки, нестыковки, для формального присвоения "неугодным" участникам 0 баллов.
Вышеуказанная практика подтверждена Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу А56-9711/2022, с участием Ленинградского УФАС России.
Исходя из чего, Управление считает, что подобный порядок оценки не нацелен на обеспечение принципа привлечения большего количества участников и выявления наилучшего предложения. Комиссия дополнительно отмечает, что в извещении не раскрываются ряд дефиниций, используемых Заказчиком, а извещение Заказчика не раскрывает все структурные элементы, из которых она состоит, как и имеет явные диспропорции по показателям.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комбинат Питания N1" обоснованной;
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушения пункта 4 части 2 статьи 42, пп. б) пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 31 августа 2023 г. N 047/06/48-2511/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023