Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 11.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0145300000123000219 на выполнение работ по ремонту малых форм в городе Сосновый Бор Ленинградской области (далее -запрос котировок).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.08.2023 NИЗК1 Участник стал победителем.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком и Участником документы пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 22.08.2023 15:30 (МСК) в адрес Участника по средствам электронной площадки Заказчиком направлен проект контракта.
24.08.2023 в 00:00 (МСК) от электронной площадки http://www.etp-ets.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
В результате чего, Протоколом от 25.08.2023 NППУ20_1 Участник признан Заказчиком уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так из пояснений Участника следует, что он был заинтересован в исполнении контракта, после публикации итогового протокола Участник начал полноценную работу по подготовке к исполнению обязательств.
Как следует из пояснений Участника, им планировалось осуществить подписание проекта контракта, однако, в силу непредвиденных обстоятельств, связанных с отключением интернета (подтверждено письмом провайдера) процедура подписания проекта контракта электронной цифровой подписью в указанный день не состоялась.
Вместе с тем, Предприниматель просил обратить внимание, что 24.08.2023 площадка зафиксировала подписание контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС проверила вышеуказанные доводы и установила, что доступ для подписания контракта в личном кабинете действительно не заблокировался у Участника, в результате чего, Участник 24.08.2023 в 13:05 (МСК) подписал проект контракта, что подтверждается страницей в ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/rpec/event-journal.html?regNumber =01453000001230002190001 (вкладка: Журнал событий).
При этом, Комиссия исходит из того, что совершение любых действий (операций) на электронной площадке технически строго регламентировано. По истечении сроков, указанных в извещениях электронной площадки, Заказчик и лицо, заключаемое контракт, не смогут совершить требуемые от них Законом N 44-ФЗ действия в силу отсутствия технической возможности, поскольку соответствующий раздел на электронной площадке будет заблокирован. То есть, Заказчик и Участник могут заключить контракт, в строго регламентированные законом сроки.
Участник попросил посодействовать Заказчика (написав ему письмо) о решении данного вопроса с просьбой продлить срок подписания Контракта, выразив со своей стороны готовность заключить контракт и исполнить в полном объёме, однако подписание контракта не предусмотрено за сроками ст. 51 Закона о контрактной системе.
Также у Участника имелись 3 контракта, которых достаточно для подтверждения обеспечения 3-мя исполненными договорами (ИКЗ 193471401108347260100170740014334244, 213471401108347260100100610014334244, 223471401108347260100100780014399244).
После того, как было выявлено, что в письмо о добросовестности попало лишь 2 реестровые записи, Участник перевел денежные средства на счет Заказчика (Платежное поручение N136 от 30.08.2023)
Из пояснений Участника также следует, что он не имел намерений уклониться от заключения контракта, для выполнения предстоящего контракта с Заказчиком имеются все мощности, однако в силу вышеописанных обстоятельств, подписать проект контракта не представилось возможным, на основании чего представитель Участника просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Из пояснений Заказчика следует, что Участник действительно связывался с ним и обосновывал причины неподписания контракта в срок, в результате чего вопрос соразмерности меры включения в РНП оставляет на усмотрение Комиссии.
Дополнительно Комиссией установлено, что в настоящее время проект контракта направлен участнику, занявшему второе место в запросе котировок.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Комиссией установлено, что Участником предпринимались действия, направленные на заключение контракта, а в материалы дела приобщены доказательства отсутствия умысла и ненамеренного уклонения со стороны Участника.
Комиссии не представлено других доказательств недобросовестного поведения Участника, при этом, осуществив внеплановую камеральную проверку при проведении вышеуказанной электронной процедуры, не выявила нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика.
То есть, рассмотрев дело в своей совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик правомерно признал Участника уклонившимся, однако включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом деле, не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Со своей стороны, Комиссия предупреждает Участника, что участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, Исполнителю необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к процедуре и срокам подписания контрактов, которые установлены статьей 50 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на отсутствие оснований для безусловной необходимости включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
сведения об ИП Кириленко Н.А. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 1 сентября 2023 г. N 047/10/104-2512/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023