Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТРИУМФ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Раменская областная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП ТЭК-Торг (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по общей уборке помещений (Извещение N 0348500004023000370 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим извещение о проведении Аукциона в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 21.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 013 008,35 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 29.08.2023;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлена информация о сроках исполнения контракта.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования | |
Дата начала исполнения контракта |
с даты заключения контракта |
Дата окончания исполнения контракта |
31.01.2024 |
Вместе с тем, в Приложении N 2 к контракту установлено следующее:
N |
Наименование |
Условия предоставления результатов |
Сторона, исполняющая обязательство |
Сторона, получающая исполнение |
1. |
Оказание услуг по общей уборке помещений |
каждый календ.мес. |
Исполнитель |
Заказчик |
Объект закупки | ||||
Оказание услуг по общей уборке помещений; 7 821,33000000000; Квадратный метр; 3 871 558,35 руб.* | ||||
Срок начала оказания услуг Исполнителем**: 0 дн. от даты заключения контракта; Срок окончания оказания услуг Исполнителем**: 31.12.2023 (МСК); | ||||
1. |
Период направления заявок: начало: 0 дн. от даты заключения контракта, окончание: 01.12.2023 (МСК); Срок начала оказания услуг Исполнителем**: Дата направления заявки; Срок окончания оказания услуг Исполнителем**: 10 раб. дн. от даты направления заявки; |
"Период направления заявок: начало: 0 дн. от даты заключения контракта, окончание: 01.12.2023 (МСК);
Срок начала оказания услуг Исполнителем**: Дата направления заявки;
Срок окончания оказания услуг Исполнителем**: 10 раб. дн. от даты направления заявки;".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Извещении о проведении Аукциона информации о сроках исполнения контракта подобным образом не вводят участников закупки в заблуждение и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по общей уборке помещений
Согласно Приложению N2 к описанию объекта закупки "Форма требований заказчика к характеристикам поставляемых товаров (материалов)" (далее - Приложение N2), к товару "Корзина" применен код ОКПД2: 22.29.23.120.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в отношении указанного товара предусмотрена в том числе соответствующая позиция КТРУ 22.22.13.000-00000010 "Корзина пластмассовая".
При этом, Заказчиком для товара "Корзина пластмассовая" установлены дополнительные требования к характеристикам товара, не предусмотренные позицией КТРУ 22.22.13.000-00000010.
Изучив извещение о проведении Аукциона, Комиссия установила, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки в части установления дополнительных характеристик поставляемого товара, не предусмотренных позицией КТРУ, противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 2 к Описанию объекта закупки ненадлежащим образом установлено положение Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
1). В приложении N2 к товару "Таз тип 1" установлены, в том числе, следующие показатели:
N п/п |
Наименование товара ОКПД2/ КТРУ |
Указание на товарный знак (при наличии) |
Наименование показателя товара (требуемый параметр) |
Требуемое значение показателя, установленное заказчиком |
Значение показателя, предлагаемое участником |
Ед. изм. |
1. |
Таз тип 1 22.29.23.120/ - |
|
Тип таза |
пластиковый |
|
|
Материал изготовления |
полипропилен |
|
|
|||
Форма: |
круглый; квадратный; овальный |
|
|
|||
Объем |
от 12 |
|
л |
|||
Цвет |
желтый; зеленый; голубой |
|
|
|||
Размер габаритный длины и ширины |
не выше 480 |
|
мм |
|||
Высота таза |
>150 |
|
мм |
|||
Для переноски таза используется |
ручки или ободок |
|
|
|||
Диаметр |
<400 |
|
мм |
|||
Рабочая температура |
0_+90 |
|
оС |
На заседании Комиссии установлено, что в инструкции по заполнению заявки отсутствует указание на то, каким образом необходимо заполнять значения, при установлении требования одновременно к двум характеристикам "длины" и "ширины" в одном показателе, что вводит участников закупки в заблуждение.
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований подобным образом противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии доказательств обратного не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2). Заказчиком в Инструкции установлено следующее:
"В случае указания параметров "показателей" с использованием знаков ";" и/или союза "и" участнику закупки необходимо предоставить значение в отношении каждого показателя, разделенного данным символом (союзом);
Характеристики материала (товара), являющиеся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала, имеющие обобщающее слово или фразу после которого (ой) стоит знак двоеточие, и при этом разделенные между собой точкой с запятой и\или иным знаком, обозначающим перечисление, - участником данные характеристики должны быть конкретизированы, т.е. должен быть указан один конкретный вариант исполнения материала, при этом исключается возможность участника предложить одновременно два или все возможные варианты исполнения данного товара".
Действия Заказчика в части установления положений инструкции подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
3). Заказчиком в Инструкции установлено следующее:
"Если в требованиях Заказчика имеется словосочетание "из диапазона значений" УЗ должен обязательно указать два значения в рамках заданных значений показателя, при этом правило не меняет иные правила для уточняющих слов, символов, знаков, установленных для показателя (данное правило имеет приоритет над остальными)"
Вместе с тем, в пункте 2 Приложения N2 к товару "Таз тип 2" установлена характеристика "Объем: из диапазона значений не менее 5 не более 10"
Действия Заказчика в части установления положений инструкции и требований к характеристикам товара подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
4). Заказчиком в Инструкции установлено следующее:
"Если неизменяемые значения показателей указаны через " или ", " \ ", то участник размещения заказа должен выбрать одну конкретную из приведенных неизменяемых характеристик. В случае если значения или диапазоны значений параметра перечислены через "/", а в конце перед последним значением стоит ";", - участнику закупки необходимо предоставить два из указанных значений или диапазонов значений".
Действия Заказчика в части установления положений инструкции и требований к характеристикам товара подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
5). Заказчиком в Инструкции установлено следующее:
"В случае, если в Описании объекта закупки установлены требования к габаритным размерам (в формате ШхГхВ, или ШхВ) с использованием слов/словосочетаний/выражений/символов/предлогов, устанавливающих такие требования, означает что участник закупки должен представить второе значение в установленном формате, соответствующее требованиям инструкции, остальные значения должны быть увеличены;
В случае, если в Описании объекта закупки установлены требования к минимальному и (или) максимальному значению показателей габаритных размеров (в формате Ш*Г*В, или Ш*В) с использованием слов/словосочетаний/выражений/символов/предлогов, устанавливающих такие требования, означает, что участник закупки должен представить каждое из значений через символ "*" в установленном формате, соответствующее требованиям инструкции".
Действия Заказчика в части установления положений инструкции и требований к характеристикам товара подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено требования к качественным характеристикам товаров, в рамках которых предусмотрены конкретные показатели.
1). Согласно пункту 2 Приложения N2 к товару "Таз тип 3" установлено требование к форме "круглый и/или квадратный и/или овальный".
Вместе с тем, в Инструкции установлено следующее:
"Обозначение "и\или", "и/или" означает, что значение показателя может содержать либо один выбранный вариант, либо множество из предлагаемых, например "а и\или б и\или в" в данном случае участник может выбрать как одно из предложенных значений, так и несколько (или все) включая первое".
2). В пункте 5 Приложения N2 к товару "Совок тип 2" установлены в том числе следующие показатели:
"Ширина ковша, мм: 180 - 210;
Вес, г: от 80".
Вместе с тем, в Инструкции установлено следующее:
"Если единица измерения установлена в наименовании показателя, то считать, что значение показателя неизменяемое (данное правило имеет приоритет над остальными)".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований для товара "Совок тип 2" вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требования Закона о контрактной системе.
3). согласно пункту 2 Приложения N2 установлены следующие требования к товару "Таз тип 2":
"Объем: из диапазона значений не менее 5 и не более 10;
Размер габаритный длины и ширины: не 500;
Диаметр: до 350".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований для товара "Таз тип 2" вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требования Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1). В Приложении N2, пункт 9 "Ведро тип 1" установлено требование "должно сохранять внешний вид и окраску, не деформироваться и не растрескиваться при температуре (70 5 оС)", пункт 10 "Ведро тип 2" установлено требование "Рабочая температура воды".
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2). Заказчиком для товара "Ведро тип 3" по показателю "назначение должно быть" установлено значение "для уборки квартиры и дома, полива растений, хранение воды".
Изучив документы и сведений, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления наименования показателя для товара "название товара" подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, 5 из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТРИУМФ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 04.09.2023 N 050/06/105-32244/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 сентября 2023 г. N 050/06/105-33244/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023