Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 04.09.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - ГКУ РТ "Госстройзаказ", государственный заказчик):
- "..." действующая на основании доверенности от 18.07.2023 года;
в отсутствии надлежащим образом извещенном о времени и месте рассмотрения представителя Общества с ограниченной ответственностью "Атриум" (далее ООО "Атриум"),
рассмотрев обращение (вх. N 3251-ЭП/23 от 23.08.2023 года) ГКУ РТ "Госстройзаказ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Атриум" (667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 97, этаж 2, офис 7, ИНН: 1717010854, КПП: 170101001 ОГРН: 1121720000445, дата присвоения ОГРН: 10.08.2012,), в связи с односторонним отказом государственного заказчика от исполнения государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821003711 "Благоустройство и наружные сети по объекту "Строительство многоквартирных домов по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Иркутская, д. 11, 13", начальная (максимальная) цена контракта: 11 543 252,69 рублей, Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 24.08.2023 года N 243/23 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000821003711.
В заседании Комиссии Тывинского УФАС России 29.08.2023 года был объявлен перерыв до 30.08.2023 года 16 часов 00 минут в связи с необходимостью получения дополнительных документов от ГКУ РТ "Госстройзаказ" о чем стороны уведомлены письмом от 29.08.2023 года N ФХ/2980/23.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ООО "Атриум" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в разделе "Реестр проверок" под реестровым номером 2170104994421000221.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении в полном объеме.
От ООО "Атриум" пояснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту N 287-21 от 30.08.2021 года в адрес Тывинского УФАС России не поступило.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-42/2023, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 06.08.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000821003711 "Благоустройство и наружные сети по объекту "Строительство многоквартирных домов по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Иркутская, д. 11, 13", начальная (максимальная) цена контракта: 11 543 252,69 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821003711 государственным заказчиком является ГКУ РТ "Госстройзаказ".
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0112200000821003711 от 18.08.2021 года до окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
110350741 |
11 485 536,42 руб. |
понижение |
110324325 |
11 543 252,68 руб. |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0112200000821003711 от 19.08.2021 года заявки 2-х участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению электронного аукциона N 0112200000821003711, победителем признан участник закупки N 110350741 (ООО "Атриум").
30.08.2021 года между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и ООО "Атриум" заключен государственный контракт N 287-21 "Благоустройство и наружные сети по объекту "Строительство многоквартирных домов по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Иркутская, д. 11, 13".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.3 государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года принято 09.08.2023 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 09.08.2023 года, о чем ООО "Атриум" извещено 09.08.2023 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 22.08.2023 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения заказчика от 09.08.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года является не выполнение подрядчиком в полном объеме своих обязательств по заключенному государственному контракту в установленный срок.
Согласно пункту 2.1. государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года государственный заказчик поручает, а подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить и организовать работы по "Благоустройству и наружные сети по объекту "Строительсвто многоквартирных жилых домов по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Иркутская д. 11, 13" (далее - работы) и передать результаты работ Заказчику в сроки, указанные в настоящем Государственном контракте.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта: "Срок выполнения Работ по Контракту: в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты заключения контракта.".
Дополнительным соглашением N 1 от 22.12.2021 года к государственному контракту N 287-21 от 30.08.2021 года внесены изменения в части замены видов работ в локальный сметный расчет, без изменения цены государственного контракта.
Дополнительным соглашением N 1 от 16.05.2022 года к государственному контракту N 287-21 от 30.08.2021 года внесены изменения в расчетные счета ООО "Атриум".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС в разделе "Исполнение контракта" в рамках исполнения государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года размещены следующие документы: КС-3 N 1 от 23.12.2021 года, КС-3 N 2 от 28.12.2021 года, КС-3 N 3 от 09.06.2022 года, платежное поручение N 629924 от 10.09.2021 года на сумму 3 445 660,93 рублей, платежное поручение N 505284 от 29.12.2021 года на сумму 2 269 237,07 рублей, платежное поручение N 526636 от 30.12.2021 года на сумму 3 293 096,40 рублей, платежное поручение N 384311 от 02.08.2022 года на сумму 1 393 689,00 рублей.
Комиссией Тывинского УФАС России проанализировав указанные документы, установлено, что ООО "Атриум" в установленный срок не исполнило в полном объеме обязательства по государственному контракту N 287-21 от 30.08.2021 года, что подтверждается претензиями исх. N ЭО-05-4252 от 09.11.2021 года, исх. N ЭБ-05-2254 от 28.06.2022 года, исх. N ЭБ-05-3151 от 22.08.2022 года, досудебной претензией исх. N ЭБ-02-3301, претензией исх. N ЭБ-05-3353 от 02.09.2022 года.
09.08.2023 года государственный заказчик в связи с допущенными нарушениями условий государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта.
Таким образом, в установленные государственным контрактом N 287-21 от 30.08.2021 года сроки ООО "Атриум" не выполнило обязательства, предусмотренные контрактом, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, поставщик, принимая решение о заключении контракта, должен осознать все связанные с этим риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на поставщике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ООО "Атриум" государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года, свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения ГКУ РТ "Госстройзаказ" оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Атриум", предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
В свою очередь доказательства совершения ООО "Атриум" действий (мер), направленных на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем порядке от исполнения контракта, в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Атриум" (667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 97, этаж 2, офис 7, ОГРН: 1121720000445, ИНН: 1717010854, КПП: 170101001, дата присвоения ОГРН: 10.08.2012), его генерального директора и учредителя "..." (ИНН: "..."), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 287-21 от 30.08.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821003711 "Благоустройство и наружные сети по объекту "Строительство многоквартирных жилых домов по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Иркутская, д. 11, 13" включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
|
|
|
Председатель Комиссии |
|
"..." |
Члены Комиссии |
|
"..."
"..." |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 4 сентября 2023 г. N 017/06/104-42/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023