Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Салаев З.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
в присутствии представителя Войсковой части 6790: Лапынин Александр Сергеевич,
при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по уведомлению Войсковой части 6790 от 01.09.2023 N 10112/24-1622 (вх. от 01.09.2023 N 3140/23) о заключении контракта от 31.08.2023 N 87 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) с Обществом с ограниченной ответственностью "Теплостройсервис" на выполнение работ по текущему ремонту очистных сооружений в/ч 6776,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поcтупило уведомление Войсковой части 6790 о заключении контракта от 31.08.2023 N 87 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно пп. б) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в том числе обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с отсутствием доказательств наличия причинно-следственной связи между предметом контракта и пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Чеченским УФАС России 05.09.2023 принято решение о проведении 08.09.2023 внеплановой проверки в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил, срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом на коллегиальной основе.
Войсковая часть 6790 о времени и месте заседания Комиссии Чеченского УФАС России по проведению внеплановой проверки извещена письмом от 05.09.2023 N БЭ/972/23.
Войсковой частью 6790 письмом от 07.09.2023 N 10112/24-1661 представлены письменные пояснения. Из пояснений Войсковой частью 6790 следует, что на балансе войсковой части 6790 находится комплекс очистных сооружений бытовых сточных вод, находящиеся в войсковой части 6776 ст. Червленная. Комплекс включает в себя: две установки для очистки сточных вод БТФ-100 производительностью 100 м3/сут. каждая, пруд - накопитель и т.д. Рабочий проект комплекса очистных сооружений был разработан в 2006 году ОАО "711 ВОЕНПРОЕКТ" и реализован в 2008 году. Сточные воды после очистки сбрасывались согласно реализованного проекта в пруд-накопитель (по состоянию на 2006 - 2014 год законодательство позволяло сбрасывать стоки данным образом, т.е. на рельеф местности).
На сегодняшний день действующее законодательство, разрешает сброс сточных вод только в централизованную или локальную канализацию, либо в водоемы при их должной очистке. (Справочно: с 2014 года сброс сточных вод запрещен в соответствии со следующими документами:
1. Статьи 1 и 77 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
2. Приказа Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды";
3. Статьи 13 "Земельного Кодекса РФ" от 25.10.2001 N136-ФЗ;
4. Судебная практика, в частности решение N 2-125/2015 2-125/2015~М-8/2015 М-8/2015 от 11.02.2015 по делу N 2-125/2015.
Согласно Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74 к сточным водам относятся дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади).
В Письме Минприроды России от 10.10.2016 N 12-50/8275-ОГ "О рассмотрении обращения" разъяснено, что с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.
В период с 1 марта по 15 марта 2022 года Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора по Чеченской Республике была проведена плановая выездная проверка юридического лица войсковой части 6776 в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора), в ходе которой согласно акта плановой выездной проверки от 15 марта 2022 г. N 20-22-117/Р/П/2 были выявлены нарушения:
- при проведении контрольных мероприятий в рамках земельного надзора при проведении осмотра территории в/ч 6776 выявлен факт сброса сточных вод с очистных сооружений на рельеф местности, что приводит к скоплению жидких канализационных стоков вблизи территории очистных сооружений.
- по результатам количественно-химического анализа (КХА) почвы от 10.03.2022 г. N 94, отобранного филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" ЦЛАТИ по Чеченской Республике на месте загрязнения, превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) в почве по сравнению с фоном составляет по: хлоридам - 8,6 раза, аммоний обменному в - 3,8 раза, азоту нитритному в - 2,5 раза.
Геодезической спутниковой аппаратурой (приемник EFT m 1 Plus) номер свидетельства о проверке С-ГСХ/23-09-2021/97410475, бы-ла произведена съемка точек отбора, определение координат и замер площади загрязнения, которая, согласно экспертному заключению филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" ЦЛАТИ по Чеченской Республике от 09.03.2022 г.N 19, составила 6 964,65 м, глубина загрязнения - 0,2 метра.
Исходя из вышеизложенного налицо нарушение требований ч. 2 ст.51 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г., п.2 ст. 13 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 г. N136-ФЗ.
24 марта 2022 года заместитель отдела государственного экологического надзора по Чеченской Республике Северо-Кавказского межре-гионального управления Росприроднадзора старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды СКФО Паршоев Р.Ш. составил в отношении должностного лица Алиева Р.Т. войсковой части 6776 протокол N 20-22-117/Р/П/2-036/1 об административном правонарушении.
30 марта 2022 года заместитель отдела государственного экологического надзора по Чеченской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды СКФО Паршоев Р.Ш. вынес постановление N 20-22-117/Р/П/2-036/3 о признании должностного лица Алиева Р.Т. войсковой части 6776 виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружаю-щей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее КоАП РФ), выразившееся в: "Уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей окружающей среды веществами и отходами производства и потребления" и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 40.000 (сорока тысяч) рублей.
На рабочем совещании главой Чеченской Республики поручено должностным лицам устранить нарушения в области охраны окружающей среды в регионе в кратчайшие сроки (до 31.08.2023 года), во всех организациях и ведомствах где имеет место быть данная проблема.
В целях предупреждения чрезвычайной ситуации, заключающейся в загрязнении окружающей среды, ввиду сжатости сроков, войсковая часть не имеет возможности произвести процедуру закупки на специализированной площадке, в соответствии с вышеизложенным было принято решение о заключении государственного контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, "_ предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации".".
Комиссия Чеченского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки (Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, представлений - номер реестровой записи внеплановой проверки в ЕИС 2023001А8500000059), пришла к следующим выводам.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Статья 93 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Комиссия Чеченского УФАС России, по результатам анализа материалов внеплановой проверки, приходит к выводу, что проводить конкурентную закупку в рассматриваемом случае было бы нецелесообразно.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 32, 33, 34 Правил, Комиссия Чеченского УФАС России
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - Войсковой части 6790 при заключении с Обществом с ограниченной ответственностью "Теплостройсервис" контракта от 31.08.2023 N 87 на выполнение работ по текущему ремонту очистных сооружений в/ч 6776 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
З.Р. Салаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 8 сентября 2023 г. N 020/06/99-42/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2023