На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей СПб ГКУ "ЦКБ" _. Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга _ ,
АО "Тосненский механический завод" _. , ООО "Симаз" _,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
ООО "Симаз" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях СПб ГКУ "ЦКБ" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), оператора электронной площадки ЭТП "Фабрикант" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении электронного аукциона на поставку транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172200002523000199) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукционов.
Как следует из обращения Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в извещении об осуществлении закупки требование к характеристикам транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя ООО "Меркатор Калуга", что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, Уполномоченного органа 01.09.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание Комиссии продолжилось 05.09.2023.
В соответствии с извещением N 0172200002523000199, протоколами, составленными при проведении закупки (далее - Извещение):
1) Извещение размещено в ЕИС - 10.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 875 139 999,81 руб.;
4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.05.2023;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, заявки 2 участников признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Аукциона признано ООО "Меркатор холдинг" с предложение
о цене контракта в размере 863 778 533,14 руб.,
9) между Заказчиком и ООО "Меркатор холдинг" заключен контракт на поставку транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог от 13.06.2023 N 53/23.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в Извещении требования к характеристикам транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя ООО "Меркатор Калуга", что ограничивает количество участников закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не установлено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 616 предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Извещением установлен запрет в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 1.2 описания объекта закупки Извещения, к поставке требуются транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог: Комбинированная дорожная машина (далее - Транспортные средства для коммунального хозяйства).
В приложении N 1 к описанию объекта закупки Извещения в отношении Транспортных средств для коммунального хозяйства установлены характеристики товара, в том числе: характеристика "Форма распределяющего диска" со значением показателя "Тарельчатой формы, выполненной методом штамповки", характеристика "Центральная вставка (диффузор) из пластика на распределяющем диске для предотвращения налипания твердого противогололедного материала в центральной части диска" со значением показателя "наличие", характеристика "Цепь из двух типов звеньев, соединенных друг с другом: литое металлическое кольцо круглого сечения, а также загнутой сварной пластины, соединяющей два литых звена" со значением показателя "наличие", характеристика "Порошковая покраска бункера с предварительной дробеструйной обработкой и порошковым цинкованием" со значением показателя "наличие", характеристика "Материал ножа переднего плужного снегоочистителя" со значением показателя "двухслойный неопрен".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом требования к значениям показателей характеристик в отношении Транспортных средств для коммунального хозяйства установлены таким образом, что соответствуют исключительно одному производителю ООО "Меркатор Калуга".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования к закупаемым Транспортным средствам для коммунального хозяйства установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Также Заказчиком на заседание Комиссии представлены коммерческие предложения от производителей механизированной техники АО "Кургандормаш" от 22.03.2023 NN 19-03/379, 19-03/379/1, АО "Тосненский механический завод" от 22.03.2023 NN 234, 234, ООО "Меркатор Калуга" от 21.03.2023 NN 141/03-23, 143/03-23, согласно которым производитель ООО "Меркатор Калуга" готов осуществить поставку транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог в соответствии с требованиями, указанными в Извещении, производители АО "Кургандормаш", АО "Тосненский механический завод" имеют возможность изготовить транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог в соответствии с характеристиками, указанными в Извещении.
Вместе с тем Комиссия, изучив представленные коммерческие предложения, не может согласиться с позицией Заказчика, Уполномоченного органа, поскольку не представляется возможным сделать вывод о соответствии транспортных средств продукции нескольких производителей ввиду следующего.
ФАС России в адрес производителей транспортных средств ООО "Меркатор Калуга", АО "Кургандормаш", АО "Тосненский механический завод" направлен запрос от 11.08.2023 N ПИ/64706/23 (далее - Запрос) с просьбой о подтверждении характеристик транспортных средств требованиям технического задания по закупке 0172200002523000199, а также о необходимости направить информацию о наличии реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, или их отсутствии.
При этом готовность осуществить поставку Транспортных средств для коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, указанными в Извещении, выразило исключительно ООО "Меркатор Калуга" в ответном письме от 14.08.2023 N 39/08-23 на вышеуказанный запрос.
Кроме того, ООО "Меркатор Калуга" указало, что в реестре промышленных товаров, утвержденных Постановлением N 616, содержится номер реестровой записи в отношении транспортных средств, предложенных к поставке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих о наличии на товарном рынке товаров как минимум двух производителей, изготавливающих Транспортные средства для коммунального хозяйства, характеристики которых соответствуют требованиям, содержащимся в описании объекта закупки Извещения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Извещении требования к характеристикам Транспортных средств для коммунального хозяйства, совокупности которых соответствует продукция одного производителя, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 05.09.2023 по делу N 23/44/99П14 в адрес Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2023 г. N 23/44/99/П14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2023