Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителей:
комитета по строительству, транспорту, дорожному и коммунальному хозяйству администрации муниципального образования город Новотроицк -, действующая на основании доверенности,
представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" -, действующего на основании доверенности,
представители ИП Тожибаева З.П. на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом (исх. N ИБ/3136/23 от 04.09.2023 г.), ходатайств не заявляли,
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на положения Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования муниципального образования город Новотроицк. Капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия автодороги: РФ, Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Уральская (от ул. Советская до ул. Юных Ленинцев, вдоль дома N 2) (извещение N 0853500000323006908),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. N 5109/23 от 01.09.2023 г.) ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) на положения Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования муниципального образования город Новотроицк. Капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия автодороги: РФ, Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Уральская (от ул. Советская до ул. Юных Ленинцев, вдоль дома N 2) (извещение N 0853500000323006908) (далее - закупка, конкурс).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), комитету по строительству, транспорту, дорожному и коммунальному хозяйству администрации муниципального образования город Новотроицк (далее - Заказчик), Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что Заказчик установил избыточное требование о наличии у участника закупки выписки из реестра саморегулируемой организации, ограничивающее конкуренцию и вводящую участников закупки в заблуждение.
Представитель Заказчика пояснил, что п. 2 Требований к участникам закупок для закупки N 0853500000323006908 указано, что членство в СРО, в соответствии со ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), не требуется для участника закупки, предложившего при проведении закупки (процедуре подачи ценовых предложений) цену контракта 10 миллионов рублей и менее. Представитель Заказчика, отметила социальную значимость данной закупки, сроки выполнения работ, а также то, что доводы, указанные Заявителем, не ограничили круг участников закупки, не повлияли на порядок определения победителя. На участие в рассматриваемой закупке была подана одна заявка, следовательно, установленное Заказчиком требование о наличии у участника закупки выписки из реестра саморегулируемой организации не повлияло на порядок определения победителя закупки. В связи с чем представитель комитета по строительству, транспорту, дорожному и коммунальному хозяйству администрации муниципального образования город Новотроицк просила признать жалобу необоснованной.
Из пояснений представителя Уполномоченного органа следует, что в Извещении о проведении конкурса, помимо прочего, к участникам закупки было установлено типовое требование о наличии членства саморегулируемой организации, за исключением случая, если участник закупки при проведении закупки (процедуре подачи ценовых предложений) предложит цену контракта 10 миллионов рублей и менее). На основании указанного, представитель Уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
16.08.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования муниципального образования город Новотроицк. Капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия автодороги: РФ, Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Уральская (от ул. Советская до ул. Юных Ленинцев, вдоль дома N 2) (извещение N 0853500000323006908).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 52 ГрК РФ определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно Извещению, объект рассматриваемой закупки - капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования муниципального образования город Новотроицк. Капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия автодороги: РФ, Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Уральская (от ул. Советская до ул. Юных Ленинцев, вдоль дома N 2).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 657 938,06 рублей.
Исходя из положений Извещения, Заказчиком установлено следующее:
"4. Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Участник закупки должен соответствовать следующим требованиям: - участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) за исключением случая, если участник закупки при проведении закупки (процедуре подачи ценовых предложений) предложит цену контракта 10 миллионов рублей и менее); - предельный размер обязательства по одному договору, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (уровень ответственности члена саморегулируемой организации) не должен быть менее начальной (максимальной) цены контракта (гражданско-правового договора); - наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса; - предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (уровень ответственности члена саморегулируемой организации) не должен быть менее совокупного размера обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов. (Указанные требования не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица в случаях, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ). Подтверждением соответствия данным требованиям участника закупки является наличие о нем сведений в Едином реестре членов саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, который формируется и ведется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в соответствии со ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ (не требуется для участника закупки, предложившего при проведении закупки (процедуре подачи ценовых предложений) цену контракта 10 миллионов рублей и менее).* *Заявка участника признается соответствующей требованиям, установленным в извещении, при наличии сведений о таком участнике в едином реестре членов саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, который формируется и ведется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство".
В соответствии с п. 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению, требований к участникам закупки, установлено следующее:
"2. Вторая часть заявки должна содержать следующую информацию и документы:
1) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
2) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе;
3) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе:
Участник закупки должен соответствовать следующим требованиям: - участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) за исключением случая, если участник закупки при проведении закупки (процедуре подачи ценовых предложений) предложит цену контракта 10 миллионов рублей и менее); - предельный размер обязательства по одному договору, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (уровень ответственности члена саморегулируемой организации) не должен быть менее начальной (максимальной) цены контракта (гражданско-правового договора); - наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса; - предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (уровень ответственности члена саморегулируемой организации) не должен быть менее совокупного размера обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов. (Указанные требования не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица в случаях, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ). Подтверждением соответствия данным требованиям участника закупки является наличие о нем сведений в Едином реестре членов саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, который формируется и ведется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в соответствии со ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ (не требуется для участника закупки, предложившего при проведении закупки (процедуре подачи ценовых предложений) цену контракта 10 миллионов рублей и менее).* *Заявка участника признается соответствующей требованиям, установленным в извещении, при наличии сведений о таком участнике в едином реестре членов саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, который формируется и ведется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство".
Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) является незаконным и противоречит положениям п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах доводы жалобы признаются обоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на положения Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования муниципального образования город Новотроицк. Капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия автодороги: РФ, Оренбургская обл., г. Новотроицк, ул. Уральская (от ул. Советская до ул. Юных Ленинцев, вдоль дома N 2) (извещение N 0853500000323006908), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 сентября 2023 г. N 056/06/106-927/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023