Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. Кошманов П.Э. - заместитель руководителя, председатель Комиссии; 2. Шалкина Е.А. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, член Комиссии;
3. Руднева А.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; в присутствии:
Москаленко Ю.М. - представителя ГУЗ "СОДКБ" (доверенность N 1 от
20.04.2023); рассмотрев жалобу ИП ТОЖИБАЕВА З.П. на действия на действия Заказчика
ГУЗ "САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" при проведении электронного аукциона N 0360200034823000358 "Капитальный ремонт системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре",
УСТАНОВИЛА:
31.08.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП ТОЖИБАЕВА З.П. на действия Заказчика ГУЗ "САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ
КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" при проведении электронного аукциона N 0360200034823000358 "Капитальный ремонт системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) не установил в извещении об осуществлении закупки дополнительные требования и исчерпывающий перечень документов, которые участники закупки должны представить в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям, согласно позиции 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571).
Представитель Заявителя не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
23.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки N 0360200034823000358 "Капитальный ремонт системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ "САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 463 110,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 10 приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Объектом закупки является капитальный ремонт системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, с начальной (максимальной) ценой контракта 7 463 110,00 рублей.
Согласно позициям 6 - 13, 17 и 18 приложения Постановления Правительства
N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Поскольку объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации, а не выполнение работ по капитальному ремонту самого объекта капитального строительства, вышеуказанные позиции приложения Постановления Правительства N 2571 не содержат такого вида работ.
Заказчик в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в п. 1.2 Приложения N 3 к проекту Контракта, установил требования, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
1) участник закупки должен иметь лицензию, выданную на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленному в настоящем пункте требованию:
Выписка из реестра лицензий и/или сведения о записи в реестре лицензий в произвольной форме (за исключением случаев, если информация из реестра лицензий содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации) о регистрационном номере собственной действующей лицензии и дате ее предоставления.
Согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженернотехнического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Пунктом 15 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию, и
Градостроительный кодекс Российской Федерации, в частности ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее ГрК), имеют различные предметы правового регулирования.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика указала, что объект оспариваемой закупки включает в себя выполнение работ по капитальному ремонту системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Из анализа объекта закупки следует, что предполагаемые к выполнению работ не подпадают под действия позиции 10 указанного постановления Правительства РФ, поскольку сами по себе системы не являются объектом капитального строительства по смыслу пункта 14.2 статьи 1 и статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно условиям закупки, предполагается выполнение конкретных отдельных видов монтажных работ по определенным позициям согласно приложенной к извещению проектной документации. Работы, затрагивающие конструктивные элементы здания, в данной закупке отсутствуют.
Кроме того, необходимо учитывать, что градостроительное законодательство не предусматривает требования к монтажным работам систем пожарной сигнализации, который и предполагается к выполнению согласно условиям закупки и приложенной к извещению проектной документации.
Обособление работ по ремонту системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от работ по капитальному ремонту, осуществляемому в соответствии с градостроительным законодательством, обусловлено специальным правовым регулированием отношений в области обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Так, в соответствии с пунктом 12.9 СП 255.1325800.2016. "Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) следует выполнять в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с общими требованиями законодательства о градостроительной деятельности, в том числе в соответствии с правилами ст. 52 ГрК РФ.
В связи с чем дополнительное требование согласно позиции 10 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 не подлежит применению.
Соответственно понятие "капитальный ремонт", содержащееся в градостроительном законодательстве и позиции 10 указанного постановления РФ, к особого рода отношениям по ремонту системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре также не применяется.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление Правительства N 87) проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
При этом Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок опубликованы исключительно разделы по проведению монтажных работ.
Таким образом, в рассматриваемом случае не предусмотрено проведение работ по капитальному ремонту, регулируемых ст. 52 ГрК, а потому работы по монтажу, выступая отдельным предметом закупки и подпадая под действие специального законодательства, требует исключительно наличия у подрядчика соответствующей лицензии, позволяющей в силу закона выполнять работы, предусмотренные объектом закупки.
На основании вышеизложенного у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом, не опроверг пояснения Заказчика.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия Заказчика ГУЗ "САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" при проведении электронного аукциона N 0360200034823000358 "Капитальный ремонт системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 6 сентября 2023 г. N 064/06/42-1150/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023