Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" на действия Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона N0360100030523000847 "Поставка расходных материалов медицинского назначения N24",
УСТАНОВИЛА:
01.09.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба АО "ББ ГРУП" на действия Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона N0360100030523000847 "Поставка расходных материалов медицинского назначения N24" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком составлено описание объекта закупки с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
23.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 499 235,84 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-Правила использования КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Постановление Правительства N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правила использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств; б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Извещению о проведении закупки предметом Аукциона является поставка расходных материалов медицинского назначения, в том числе:
-Позиция 5 "Катетер уретральный постоянный для дренажа" ОКПД2 32.50.13.190 КТРУ 32.50.13.190-00006892;
-Позиция 12 "Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования" ОКПД2 32.50.13.190 КТРУ 32.50.13.190-00044.
В извещение о проведении закупки ограничения и допуски товаров, происходящих из иностранных государств, не установлены.
Согласно доводу жалобы, Заказчик неправомерно сформировал лот закупки и не установил ограничение допуска по Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102), так как объект закупки по позиции 5 лота включен в перечень N1 Постановления Правительства N102, а лот по позиции 12 включен в перечень N2 Постановления Правительства N102, остальные же лоты 2-5, 18-26, 29-31, 33-41 не включены ни в один из перечней Постановления Правительства N102.
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчик включил в извещение технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности медицинских учреждений.
По оспариваемой позиции N5 в Приложении N 1 к извещению указан код КТРУ 32.50.13.190-00006892 Катетер уретральный постоянный для дренажа. В связи с отсутствием сведений о характеристиках товара в Каталоге, исходя из потребностей заказчиком, указаны характеристики с обоснованием их применения.
То есть, закупаемый Катетер имеет согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - код 32.50.13.190 и согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам - имеет наименование вида медицинского изделия "Катетер уретральный постоянный для дренажа" и код вида медицинского изделия - 155670.
В примечании к перечню N1 Постановления Правительства N102 указано: "При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия".
Согласно пояснениям Заказчика данное наименование совместно с кодом ОКПД2 не включено ни в приложение N1, ни в приложение N2 Постановления Правительства N102, в связи с чем ограничения и условия допуска согласно Постановлению Правительства N102 Заказчиком не установлены.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Согласно Постановлению Правительства N102 код ОКПД2 32.50.13.190 включен в перечень N1 под наименованием "инструменты зондирующие, бужирующие".
Согласно пояснениям Заказчика, катетер не является зондирующим инструментом, в связи с чем данная позиция не подходит для применения.
С данным доводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно номенклатурной классификации медицинских изделий 155670 катетер уретральный баллонный постоянный для дренажа, не антибактериальный содержит описание: "Гибкая трубка с надуваемым баллоном на дистальном конце, предназначенная для введения через уретру и удержания в мочевом пузыре или ложе предстательной железы, для взрослого или пациента детского возраста, для использования в качестве постоянного терапевтического устройства для дренажа мочи; некоторые модели могут также использоваться для инфузии жидкостей (ирригации). Изделие может иметь изогнутый кончик (тип Кудэ) для облегчения процесса введения (например, при увеличении простаты); некоторые модели могут поставляться с проводником, используемым при возникновении трудностей с введением (например, в случаях увеличенной предстательной железы); изделие не содержит антибактериальных веществ. Большинство моделей широко известны как катетер Фолея, изделие вводится профессиональными медицинскими работниками. Это изделие для одноразового использования".
Согласно информации с сайта Росздравнадзора, данное изделие относится к разделам/подразделам Номенклатурной классификации медицинских изделий: 13.07 "Средства ухода персональные адаптированные", 16.04 "Катетеры урологические и сопутствующие изделия", 6.15 "Устройства дренирования/удаления жидкостей/тканей".
Заказчик пояснил, что при составлении описания объекта закупки руководствовался разделом 16.04 "Катетеры урологические и сопутствующие изделия".
Согласно ГОСТ 25725-89 (СТ СЭВ 3401-81, СТ СЭВ 4902-84, СТ СЭВ 634588). Государственный стандарт Союза ССР. Инструменты медицинские. Термины и определения" (далее-ГОСТ 25725-89) зондирующий медицинский инструментмедицинский инструмент в виде трубки из металла или полимерного материала для исследования естественных ходов и полостей в организме человека и катетеризации.
ГОСТ 25725-89 виды зондирующего и бужирующего медицинского инструмента, в числе которых указан катетер и дано его определение: зондирующий медицинский инструмент с закругленным концом и с отверстиями на противоположных сторонах для продувания евстахиевой трубы через нос, опорожнения и промывания мочевого пузыря, для спринцевания и орошения.
Таким образом, оснований не относить катетер к зондирующим инструментам не имеется. В связи с чем, учитывая наличие ОКПД2 32.50.13.190 в перечне N1 Постановления Правительства N102, Заказчик должен был выделить в отдельный лот данный товар и установить в извещении ограничение допуска по Постановлению Правительства N102. Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из вышеизложенного, довод жалоб признан обоснованным.
Относительно довода жалобы о наличии позиции 12 описания объекта закупки "Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования" ОКПД2 32.50.13.190 КТРУ 32.50.13.190-00044, Заказчик пояснил, что в перечне N2 Постановления Правительства N102 данная позиция содержит обязательную к применению характеристику "нестерильный", тогда как Заказчику необходимо к поставке стерильное изделие по данной позиции, в связи с чем ограничение в отношении данного товара неприменимо.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что согласно позиции КТРУ 32.50.13.190-00044 "Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования" среди обязательных для применения характеристик указана характеристика "Исполнение" со значениями: "Нестерильное / Стерильное".
Согласно позиции 3.1.1. перечне N2 Постановления Правительства N102, на которую ссылается Заявитель, установлены классификационные признаки медицинского изделия: "контур (набор, устройства, системы, комплект и т.п.) дыхательный, предназначенный для передачи медицинских газов от наркознодыхательных аппаратов к пациенту, в том числе в антимикробном исполнении. Это изделие одноразового использования, нестерильное".
Исходя из вышеизложенного, позиция 3.1.1. перечне N2 Постановления Правительства N102 не соответствует товару, установленному Заказчиком.
Таким образом, действия Заказчика в отношении позиции 12 описания объекта закупки "Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования" ОКПД2 32.50.13.190 КТРУ 32.50.13.190-00044 не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "ББ ГРУП" на действия Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона N0360100030523000847 "Поставка расходных материалов медицинского назначения N24" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 сентября 2023 г. N 064/06/33-1156/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2023