Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
присутствии:
рассмотрев информацию Министерства здравоохранения Саратовской области
о включении ООО "РИТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000823001530 "Поставка автоматизированных рабочих мест врача" (далее - Аукцион)
УСТАНОВИЛА:
06.09.2023 Министерство здравоохранения Саратовской области (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "РИТ" (далее - Общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения Аукциона.
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
06.03.2023 в ЕИС размещена информация о проведении Аукциона.
Заказчиком является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 540 056 рублей 58 копеек.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2023 NИЭА1 заявка ООО "РИТ" признана соответствующей требованиям Аукциона и победителем Аукциона.
29.03.2023 между Министерством здравоохранения Саратовской области и ООО "РИТ" заключен контракт N 0860200000823001530_88204 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта поставщик обязуется поставить автоматизированные рабочие места врача (далее - Товар), а Заказчик (Уполномоченное лицо - Государственное учреждение здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 2") обязуется принять, и Заказчик оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 3.1. Контракта поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику (Уполномоченному лицу) по адресу: Поставка Товара осуществляется Поставщиком в целях оснащения строящегося объекта: Саратовская область, город Саратов, Кировский район, микрорайон "Звезда". Получателю Государственное учреждение здравоохранения "Саратовская городская поликлиника N 2" (далее место доставки), в срок до: с момента подписания контракта обеими сторонами и не позднее 30.04.2023 года, в один этап. Поставка Товара производится до 15:00 часов в рабочие дни, кроме праздничных и выходных дней
Поставщик не менее чем за 5 (пять) дней до осуществления поставки товара направляет в адрес Заказчика (Получателя) уведомление о времени и дате доставки товара в Место доставки.
Согласно п. 3.3. Контракта приемка поставленного товара осуществляется в сроки, установленные в п. 3.10, 3.11 Контракта, в порядке, который установлен Контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается Заказчиком (Уполномоченным лицом) (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком ((Уполномоченным лицом)), либо Поставщику в те же сроки Заказчиком (Уполномоченным лицом) направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В случае привлечения Заказчиком (Уполномоченным лицом) для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке поставленного Товара Заказчик (Уполномоченное лицо) приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно п. 3.10. Контракта не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3.9 Контракта, Заказчик (Уполномоченное лицо) (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с пунктом 3.6 Контракта) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Согласно п. 3.11. Контракта в случае создания в соответствии с пунктом 3.6 Контракта приемочной комиссии не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке в соответствии с пунктом 3.9 Контракта:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками Заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;
б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта Контракта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта Контракта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, Заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
Согласно п. 4.3.2. Контракта Заказчик обязуется принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
а) Поставщик и (или) поставляемый Товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе и (или) поставляемому
Товару;
б) При определении поставщика Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
Согласно п. 4.3.4. Контракта Заказчик обязуется провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Из решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и пояснений Заказчика следует, что со стороны ООО "РИТ" допущено существенное нарушение обязательств, предусмотренных условиями Контракта, а именно: поставка товара ненадлежащего качества, что подтверждается результатами экспертизы, проведенной ООО "ИТ Цех Партнер", ГУЗ "СГП N2".
В рамках исполнения контракта Заказчиком устанавливалось нарушение сроков его исполнения, о чем направлялись претензионные письма от 04.05.2023 N12-01-27/7322, от 15.05.2023 N12-23/7796, от 22.05.2023 N12-01-27/8278. В ходе приемки товара Министерством здравоохранения Саратовской области выявлены недостатки, которые зафиксированы в экспертном заключении от 18.07.2023 ООО "ИТ Цех Партнер", а именно заключением определено несоответствие технических характеристик поставленных автоматизированных рабочих мест врачей и условий заключенного государственного контракта N0860200000823001530_88204 от 23.03.2023 в части значения характеристики, указанной в техническом задании (3 Гб), фактическое значение экспертным заключением определено - 0 Гб. Данные недостатки по мнению Заказчика не устранены в приемлемый срок, кроме того имелись неоднократные нарушения сроков поставки товаров. В связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе.
23.08.2023 решение размещено в ЕИС.
В ЕИС указана информация "односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не устранены в приемлемый срок, неоднократное нарушение сроков поставки товара. Основание - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 8 от 23.08.2023. Дата расторжения контракта 05.09.2023".
Согласно ч. 1 статьи 95 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 статьи 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Согласно ч.ч. 10, 11 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2. Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от его исполнения в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.08.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе, которое размещено в ЕИС 23.08.2023.
Согласно ч. 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу и Контракт расторгнут 05.09.2023.
Представители ООО "РИТ" не согласны с позицией Заказчика, заявив довод, что поставщиком предпринимались попытки по урегулированию споров и исполнению контракта, считают, что организация является добросовестным поставщиком, товар поставлен надлежащего качества.
Представители поставщика считают, что в действиях ООО "РИТ" отсутствуют признаки недобросовестного исполнения контракта, а решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора является необоснованным ввиду того, что заключение эксперта о том, что объем видеопамяти поставленного оборудования равняется 0 Гб является технически не верным, поскольку в этом случае отсутствовала бы возможность включения поставленного оборудования. Если нет видео памяти - нет функциональной возможности воспроизвести любое изображение на мониторе. Кроме того, представители Поставщика утверждают, что не были уведомлены о проведении экспертизы.
Уполномоченным лицом Заказчика ГУЗ "Саратовской городской поликлиники N2" проводилась экспертиза поставленного оборудования экспертами Торгово - промышленной палаты Саратовской области, о чем выдано экспертное заключение от 14.07.2023, согласно которому технические характеристики поставляемого оборудования соответствуют условиям государственного контракта N0860200000823001530_88204 от 29.03.2023 на поставку авторизованных рабочих мест врача в соответствии со спецификацией и дополнительного соглашения N1 для нужд ГУЗ "Саратовской городской поликлиники N2". Однако, Заказчиком данные сведения не указаны в решении об одностороннем отказе и не сообщены Комиссии УФАС России по Саратовской области.
Согласно пояснениям представителя Заказчика по данному вопросу, Министерство здравоохранения по Саратовской области не имеет сведений о проведении данной экспертизы.
В части доводов представителей Поставщика об отсутствии уведомления стороны исполнения контракта о проведении экспертизы, Заказчиком на рассмотрении Комиссии представлено уведомление о допустимости участия эксперта (экспертной организации) в проведении экспертизы при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных нужд, при этом в данном письме указан адресат ООО "РИТ", нарушений статьи 41 Закона о контрактной системе не имеется.
Представителями ООО "РИТ" указано, что оборудование поставлено согласно техническим характеристикам, указанным в извещении и в техническом задании, а именно:
наименование товара - Автоматизированное рабочее место врача
ОКПД2 - 26.20.15.000
Объем оперативной установленной памяти - 8 Гб
Объем видеопамяти - 3 Гб, а не 0 Гб как указано в заключении эксперта ООО "ИТ Цех Партнер". Данный факт подтверждается заключением Торгово - промышленной палаты от 14.07.2023 года.
Согласно ч. 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, 2023-6427 исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В материалах дела имеются две экспертизы, проведенные сторонами в рамках гражданского спора, имеющие противоречие. В связи с чем, данный спор разрешается в судебном порядке в рамках гражданского судопроизводства.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют основания для включения ООО "РИТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Министерством здравоохранения Саратовской области, в отношении ООО "РИТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 11 сентября 2023 г. N 64-255
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023