Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Кордон Теплобетонный" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22388-ЭП/23 от 01.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории Московского района (извещение N 0172200002523000427) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002523000427. Начальная (максимальная) цена контракта - 52 929 121, 20 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки путем установления требований к закупаемым работам, не позволяющих определить потребности Заказчика. Также Заявитель полагает, что Заказчиком был нарушен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Уполномоченного органа в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1-п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы повысить шансы на приобретение работы именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении рассматриваемого аукциона.
Так, согласно п. 2.4 Проекта контракта, содержание работ, а также требования к ним изложены в Описании объекта закупки (приложение N 1 к контракту), Расчете цены контракта (приложение N2 к Контракту), Проектной документации (приложение N2 к Контракту).
Согласно п. 4.2.9 Проекта Контракта, Подрядчик должен обеспечить утилизацию (обезвреживание) отходов на лицензированном предприятия (полигоне) в соответствии с Проектной документацией.
Согласно п. 2.3 Описания объекта закупки, состав и объем работ определяется проектом ликвидации несанкционированной свалки отходов (Приложение N 1 к описанию объекта закупки) и локальной сметой (Приложение N 2 к описанию объекта закупки).
Согласно проектной документации, разработанной ООО "ЭкОнис" в 2019 году и представленной в извещении об осуществлении закупки, работы должны быть выполнены по следующим адресам:
Г. Санкт-Петербург, Московское шоссе, юго-западнее д. 13:
1. г. Санкт-Петербург, Московское шоссе д. 13 лит. БЗ
2. г. Санкт-Петербург, Московское шоссе д. 13, лит БИ
3. г. Санкт-Петербург, Московское шоссе д. 15 лит АБ
4. г. Санкт-Петербург, Дизельный проезд д. 11 корп. 1
5. г. Санкт-Петербург, Среднерогатская ул. д. 16 корп 2
6. г. Санкт-Петербург, Среднерогатская ул. д. 16 корп. 4
7. г. Санкт-Петербург, ул. Федора Котанова.
В извещении о проведении закупки также представлен локальный сметный расчет на ликвидацию несанкционированной свалки отходов по адресам: СПб, Московское шоссе дом 15, литер АБ; Московское шоссе дом 13 литер БЗ, Среднерогатская улица дом 16 корпус 4.
Согласно данному сметному расчету, необходимо произвести следующие виды работ:
1. Разработать грунт с погрузкой в автомобили в объеме 9343,55 куб.м. (производственные/строительные отходы)
2. Разработать грунт с погрузкой в автомобили в объеме 49159,44 куб.м.
3. Перевести отходы на расстояние до 33 км в объеме 89070,616 тонн
4. Утилизировать производственные/строительные отходы в объеме 9343,55 куб.м.
5. Утилизировать грунты IV класса опасности в объеме 37238,22 куб.м.
6. Утилизировать грунты V класса опасности в объеме 11921,22 куб.м.
Согласно таблице 3.1 ведомости объемов работ, в проектной документации по расчистке территории от мусора:
- г. Санкт-Петербург, Московское шоссе д. 15 лит АБ необходимо:
1. Погрузить строительные отходы IV класса опасности в объеме 8900 куб. м
2. Погрузить древесные отходы от сноса и разборки зданий в объеме 4300 куб.м.
3. Погрузка лома и железобетона в объеме 6900 куб.м.
4. Разработка грунта с погрузкой IV класса опасности в объеме 10850 куб.м.
5. Разработка грунта с погрузкой V класса опасности в объеме 5600 куб.м.
6. Погрузочные работы покрышек IV класса опасности в объеме 2,5 тонны
- г. Санкт-Петербург, Московское шоссе д. 13 лит БЗ необходимо:
1. Погрузить строительные отходы IV класса опасности в объеме 8950 куб. м
2. Погрузить древесные отходы от сноса и разборки зданий в объеме 4500 куб.м.
3. Погрузка лома и железобетона в объеме 7000 куб.м.
4. Разработка грунта с погрузкой IV класса опасности в объеме 10950 куб.м.
5. Разработка грунта с погрузкой V класса опасности в объеме 5400 куб.м.
- г. Санкт-Петербург, Среднерогатская ул. д 16 корп. 4:
1. Погрузить строительные отходы IV класса опасности в объеме 8850 куб. м
2. Погрузить древесные отходы от сноса и разборки зданий в объеме 4150 куб.м.
3. Погрузка лома и железобетона в объеме 6580 куб.м.
4. Разработка грунта с погрузкой IV класса опасности в объеме 10800 куб.м.
5. Разработка грунта с погрузкой V класса опасности в объеме 5450 куб.м.
Таким образом, суммарный объем свалочных масс согласно проектной документации, составляет:
1. Погрузить строительные отходы IV класса опасности в объеме 8900 + 8950 + 8850 = 26700 куб.м.
2. Погрузить древесные отходы от сноса и разборки зданий в объеме 4300 + 4500 + 4150 = 12950 куб.м.
3. Погрузка лома и железобетона в объеме 6900 + 7000 + 6580 = 20480 куб.м.
4. Разработка грунта с погрузкой IV класса опасности в объеме 10850 + 10950 + 10800 = 32600 куб.м.
5. Разработка грунта с погрузкой V класса опасности в объеме 5600 + 5400 + 5450 = 16450 куб.м.
6. Погрузочные работы покрышек IV класса опасности в объеме 2,5 тонны.
Согласно п. 2.3 Описания объекта закупки, состав и объем работ определяется проектом ликвидации несанкционированной свалки отходов (Приложение N 1 к описанию объекта закупки) и локальной сметой (Приложение N 2 к описанию объекта закупки).
Объемы работ, указанные в проекте ликвидации свалки, не соответствуют объемам работ, указанным в локальном сметном расчете. В частности, согласно проектной документации, необходимо погрузить и вывезти отходы покрышек IV класса опасности в объеме 2,5 тонны, древесные отходы в объеме 12950 куб.м., в то время, как данный объем работ не указан в локальном сметном расчете. Более того, согласно ведомости работ, необходимо разработать и погрузить грунт IV класса опасности в объеме 32600 куб.м., а согласно локальной сметы Заказчика необходимо это сделать в объеме 37238,22 куб.м.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик и Уполномоченный орган не представили достаточных и неопровержимых доказательств, опровергающих доводы Заявителя, и подтверждающие точность определения объема закупаемых работ, указанного в составе извещения о проведении закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что описание объекта закупки содержит противоречивые сведения об объеме закупаемых работ, что не позволяет должным образом определить потребности Заказчика и противоречит требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что, в свою очередь, является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода Заявителя о нарушении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, осуществляется органами, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и не относится к ведению антимонопольных органов, осуществления контроля правомерности определения начальной (максимальной) цены контракта Комиссией УФАС не осуществляется.
Таким образом, довод Заявителя относительно проверки законности содержания сметного расчета, содержащегося в составе обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия УФАС оставляет без рассмотрения по существу.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кордон Теплобетонный" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст.33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 сентября 2023 г. N 44-3622/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023