Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):. по доверенности;
ИП Попова Юлия Александровна (далее - Участник, Поставщик):. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22203-ЭП/23 от 30.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000702),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000702) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 897 700,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Попова Ю.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Поповой Ю.А. заключен государственный контракт N 0372100048823000702 от 03.07.2023 на сумму 4 747 606,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.2 и 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Поповой Ю.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить изделия медицинского назначения (далее - Товар) (п. 1 Контракта), в течение 6 рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня (п. 4.1 Контракта).
Заявка на поставку Товара от 26.07.2023 N 05-07/5015 направлена в адрес Участника и получена им 26.07.2023. Срок исполнения истек 03.08.2023.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.3 и п. 4.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
В рамках Контракта, Поставщиком в период с 03.07.2023 по 16.08.2023 были осуществлены следующие поставки:
07.07.2023 Поставщиком была осуществлена поставка Товара на сумму 488 670, 69 рублей, о чем свидетельствуют электронные документы о приемке товара (N РБ-2 от 07.07.2023, подписанный Заказчиком 12.07.2023).
26.07.2023 Поставщиком была осуществлена поставка Товара на сумму 634 414, 58 рублей, о чем свидетельствуют электронные документы о приемке (NРБ-3 от 26.07.2023, подписанный Заказчиком 01.08.2023)
16.08.2023 Поставщиком была осуществлена поставка Товара на сумму 1337 414,52 рублей, о чем свидетельствуют электронные документы о приемке и выписка по счету об оплате товара (NРБ-4 от 16.08.2023, подписанный Заказчиком 23.08.2023).
Таким образом. Поставщиком исполнено обязательств по Контракту на сумму 2 460 499,79 руб. из 4 747 606 руб.
В рамках действующего контракта от Заказчика поступило две Заявки от 06.07.2023 N05-07/4475 и от 26.07.2023 N05-07/5015. Поставщиком был поставлен Товар по всем позициям, указанным в первой заявке и часть Товара, указанного в Заявке N05-07/5015.
При этом, ИП Поповой Ю.А. был направлен запрос в адрес ООО "КардиоМед", являющегося официальным дистрибьютером ООО "Медтроник" (ИсхN552/1-2 от 10.06.2023) с просьбой сообщить о наличии необходимых товаров в наличии с целью надлежащего исполнения Контракта.
На что (исх.N307 от 14.06.2023) было получено Коммерческое предложение, с указанием на то, что продукция находится на складе в Москве и предположить, что на момент получения Заявки возникнут сложности с поставками, не представлялось возможным.
Те не менее, после получения Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Поставщиком в адрес ООО "КардиоМед", являющегося официальным дистрибьютером ООО "Медтроник", был направлен запрос N588/1-2 от 16.08.2023 о предоставлении информации о размещении необходимого заказа у партнеров, а также возможные сроки поставки. ООО "КардиоМед" в ответном письмо сообщило, что заказ был размещен в партнеров респ. Молдовы, поставка продукции ожидается в конце сентября 2023 года, то есть исполнение всех обязательств Поставщиком было бы осуществлено в рамках действующего Контракта. В качестве обоснования задержки с поставками, также было представлено информационное письмо NF8-311 от 18.08.2023, свидетельствующее об изменениях экспортного контроля медоборудования и медицинских изделий, введённых Правительством США 19.05.2023.
Поставщиком в адрес Заказчика направлялись уведомления о возникновении задержек в поставке Товаров на территорию РФ по независимым от Поставщика обстоятельствам (Исх.N475/1-2 от 06.07.2023, N483/1-2 от 26.07.2023, N512/1-2 от 08.08.2023, N961/1 от 17.08.2023).
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Поповой Ю.А., поскольку считает, что ИП Попова Ю.А. предпринимало все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Попова Ю.А. предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ИП Поповой Ю.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Поповой Юлии Александровны (ИНН: 784216036913), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 сентября 2023 г. N РНП-78-1233/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023