Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПБ ГБУЗ "Городская больница N 33" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "РЕНТРАНС" (далее - Участник, Подрядчик): генерального директора.,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22312-ЭП/23 от 31.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на капитальный ремонт здания (1-ый этап: демонтажные работы, устройство кровли, конструктивные и объемнопланировочные решения) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 33" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, д. 12, лит. А (извещение N 0172200002122000115),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт здания (1-ый этап: демонтажные работы, устройство кровли, конструктивные и объемнопланировочные решения) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 33" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, д. 12, лит. А (извещение N 0172200002122000115) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 34 210 100,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.08.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "РЕНТРАНС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РЕНТРАНС" заключен государственный контракт N 0172200002122000115 от 15.08.2022 на сумму 34 210 100,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.3.5 и 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РЕНТРАНС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы капитальному ремонту здания (1-ый этап: демонтажные работы, устройство кровли, конструктивные и объемнопланировочные решения) СПБ ГБУЗ "Городская больница N 33" (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, д. 12, лит. А (далее- Объект) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 2.2.3 Контракта Работы, предусмотренные Контрактом, выполняются Подрядчиком не позднее 09.12.2022.
По состоянию на 17.08.2023 Работы в полном объеме Подрядчиком не выполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 4.3.5 и п. 11.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 17.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что Работы не были выполнены в срок ввиду следующего.
С целью корректировки проектных решений, заказчику было необходимо заключить договор об осуществлении авторского надзора с автором проекта, или иной проектной организацией, состоящей в СРО в случае отказа автора проекта от заключения такого договора. Договор авторского надзора был заключен заказчиком только в июне 2023 года, то есть уже после истечения сроков выполнения работ по Контракту. При этом в соответствии с СП 246.1325800.2016 пункт 4.1. авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на её основе, рабочей документации. Заказчик (застройщик, технический заказчик) с согласия разработчика проектной документации вправе привлекать к авторскому надзору лицо, осуществившее подготовку рабочей документации.
В ходе исполнения данных контракта выявлен риск обрушения мраморной отделки помещений прощальных залов в следствии чего авторским надзором и службой заказчика принято решение о необходимости выполнения работ по переустройству мраморной облицовки стен в указанных помещениях.
В июне 23 года, организацией осуществлявший авторский надзор за проектом (письмо ООО "Вектор" от 14.06.2023 N 01-24/АВ) выявлено аварийное состояние лестничных маршей. При визуальном обследовании лестничной клетки выявлены следующие дефекты: - лестничные марши имеют трещины шириной раскрытия до 3 мм; - лестничные площадки, состоящие из сборных плит перекошены; - узлы примыканий лестничного марша к площадкам разрушены, имеют просадки до 40 мм; - при хождении по лестничным маршам ощущается сильная вибрация и прогибы. Состояние лестничных клеток оценивается как аварийное. Авторским надзором указано, что Для дальнейшей эксплуатации необходимо провести работы по усилению или замене конструкций лестничных клеток по отдельно разработанному проекту. В целях безопасности при проведении работ по капитальному ремонту необходимо запретить хождение людей и перемещение грузов по лестничной клетке, находящейся в осях 2-3/А-Б. По лестничной клетке, находящейся в осях 12-13/А-Б, ограничить нагрузку не более 250 кг.
Указанные обстоятельства послужили основанием для частичной приостановки выполнения работ на объекте.
Заказчик своевременно не освободил передаваемые подрядчику помещения первого этажа (NN помещений 168 и 169) от принадлежащего ему медицинского оборудования (в частности, от холодильных камер), и второго этажа - лабораторного оборудования (помещения 204,206, 208) и пищевого холодильника в 210 помещении. Что повлияло на сроки выполнения работ по объекту и привело к частичной приостановке работ по контракту.
В связи с введением рядом недружественных государств санкций против Российской Федерации в 2022 году, нарушилась логистическая цепочка поставок товаров и оборудования, используемого при выполнении работ на объекте.
В частности, санкции повлияли на срок производства и закупки оборудования "Болид" для слаботочных систем, в виду перебоев поставки комплектующих используемых при производстве данного оборудования, поставка данного товара была осуществлена только в мае 2023 года, при этом заменить это оборудование без полной корректировки всей проектной документации было невозможно. Провести корректировку проекта не позволило отсутствие авторского надзора на объекте.
Кроме того, возникла необходимость замены материала перегородок с пазогребневых плит на газобетон, а также перемычек на проемы, так как завод перемычки которого заложены перестал существовать, в виду ухода производителя с рынка из-за санкций, товар не производится и не поставляется.
Заменен состав для инъекцирования трещин на товар из наличия
Также возникла необходимость осуществить замену номенклатуры оборудования системы отопления, из-за реорганизации завода производителя, и импортозамещения линейки производимого оборудования, в следствии санкций.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РЕНТРАНС", поскольку считает, что ООО "РЕНТРАНС" предпринимало все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту, а также, что ООО "РЕНТРАНС" при выполнении работ по Контракту действовало добросовестно
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "РЕНТРАНС" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "РЕНТРАНС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РЕНТРАНС" (ИНН: 2462211810), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 сентября 2023 г. N РНП-78-1236/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2023