Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГКУ "Санаторий "Белое Солнце" ФТС России" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ПРОАТОМ" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22316-ЭП/23 от 31.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту гранитной лестницы на территории Пансионата (извещение N 0372100020723000022),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту гранитной лестницы на территории Пансионата (извещение N 0372100020723000022) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 885 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПРОАТОМ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПРОАТОМ" заключен государственный контракт N БС-2023/108 от 27.03.2023 на сумму 1 885 000,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПРОАТОМ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по разработке проекта с проведением изыскательских работ на выполнение работ по капитальному ремонту гранитной лестницы на территории Пансионата (далее - Услуги) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 3.1 Контракта срок оказания Услуг 80 рабочих дней с даты заключения Контракта.
17.05.2023 ООО "ПроАтом" направил в адрес Заказчика письмо с просьбой разъяснить необходимость получения заключения государственной экспертизы на проектную документацию и проверку достоверности сметной стоимости.
22.05.2023 (исх. 01-07/231) Заказчик в ответ на запрос Исполнителя (от 17.05.2023 N 20) "разъяснений о необходимости в получении заключения от государственной экспертизы на проектную документацию и проверку достоверности сметной стоимости" указал на обязательность выполнения всех работ (услуг) по Контракту, а также об обязанности Исполнителя незамедлительно приступить к выполнению работ (услуг), поскольку по состоянию на 22.05.2023 Исполнитель не выполнил ни одного вида работ из перечисленных в п.2.Приложения N 1 к Контракту.
По состоянию на 26.07.2023 Услуги по Контракту не были оказаны и Заказчик предъявил претензию (исх. N 01-07/343) Исполнителю в связи с просрочкой исполнения обязательств по Контракту.
28.08.2023 в личный кабинет Заказчика Официального сайта поступил от ООО "ПроАтом" документ о приемке N 1. 29.08.2023 приемочная комиссия составила мотивированный отказ от подписания документа о приемке, в связи с отсутствием заключения государственной экспертизы (в приложенных документах представлен акт негосударственной экспертизы, что противоречит условиям Контракта).
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Пунктом 2.5 Приложения N1 к Контракту Заказчик установил требование "Получить заключение государственной экспертизы (включая проверку достоверности сметной стоимости)".
17.05.2023 Исполнитель обратился к Заказчику (исх.N20 от 17.05.2023) с просьбой уточнить требования по получению положительного заключения в государственной экспертизе на проектную документацию.
Заказчик в ответе от 22.05.2023 письмом N01-07/231 потребовал от Исполнителя выполнить предусмотренное обязательство Контрактом: "получение заключения от государственной экспертизы на проектную документацию и проверку достоверности сметной стоимости".
Исполнитель письмом от 22.05.2023 письмом N23 согласно п. 12.2 ст.48 ГрК РФ запросил утвержденный застройщиком Акт с перечнем дефектов выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Исполнитель письмом от 23.05.2023 письмом N24 запросил заключить договор с СПб ГАУ "ЦЭГ" и доверенность на Исполнителя (ООО "ПроАтом") для прохождения государственной экспертизы.
Заказчик в ответе от 24.05.2023 письмом N01-07/238 потребовал Исполнителя предоставить Акт с перечнем дефектов на утверждение Заказчику.
Исполнитель от 25.05.2023 письмом N25 запросил у Заказчика документы в государственную экспертизу, согласно требованиям, предъявляемых к застройщику согласно утвержденного регламента в СПб ГАУ "ЦЭГ"
Исполнитель от 25.05.2023 письмом N26 направил Заказчику, согласно его требованиям, Техническое заключение и Акт технического осмотра объекта N1.
Исполнитель от 01.06.2023 письмом N27 направил Заказчику Технические отчеты о инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканиях и схему дренажа.
Исполнитель от 02.06.2023 письмом N30 просил Заказчика повторно рассмотреть Техническое заключение и передать Акт, утвержденный застройщиком при выполнении капитального ремонта. Исполнитель просил Заказчика в соответствии с п.2.6.9 "Для проведения первичное государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства" утвержденного регламента службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт- Петербурга от 13.05.2022 N2-р/22 подготовить и предать "Решение (Акт) руководителя об осуществлении капитального ремонта по этапам" и справку об источниках финансирования капитального ремонта по этапам.
Исполнитель в соответствии с п.2.8 Приложения N1 к Контракту письмами от 06.06.2023 N31 от 07.06.2023 N32 передал на согласование документы Заказчику.
Заказчик от 09.06.2023 письмом N 01-07/262 отклонил согласование документации и предложил устранить замечания Заказчика.
Исполнитель направил Заказчику документацию на согласование от 13.06.2023 N34 от 15.06.2023 N36 от 19.06.2023 N37.
Заказчик ответил 26.06.2023 письмом N 01-07/290 отклонил документацию и не согласовал.
Исполнитель от 27.06.2023 письмом N39 и 04.07.2023 N41 исправил замечания и направил Заказчику на рассмотрение.
Исполнитель от 27.06.2023 письмом N42 разъяснил Заказчику принятые проектные решения по устройству основания для парковой лестницы.
Заказчик ответил 25.07.2023 письмом N 01-07/341 отклонил согласование документации.
Исполнитель от 26.07.2023 письмом N45 подготовил ответ на письмо Заказчика с требованием утвердить Акт технического осмотра объекта, а также просит: согласовать Заказчика основание гранитной лестницы, подать заявление для прохождения государственной экспертизы, подготовить документы согласно требованиям, предъявляемые к застройщику утвержденного регламента СПб ГАУ "ЦЭГ", утвержденного распоряжением службы государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 13.05.2022 N 2-р/22 (в ред. От 06.09.2022).
Исполнитель от 28.07.2023 письмом N51 просит Заказчика разъяснить требование, в части какой именно документации Заказчик будет заявляться на экспертизу и когда будет заключен договор с экспертной организацией.
Заказчик от 04.08.2023 письмом N01-07/385 уклонился от согласования документации и утверждения Акта технического осмотра объекта. Заказчик предложил уточнить перечень документов, которые Исполнитель просит в письме N45 от 26.07.2023.
Исполнитель от 23.08.2023 письмом N58 передал Заказчику сметную документацию с положительным заключение о проверке достоверности сметной стоимости в негосударственной экспертизе.
Исполнитель от 28.08.2023 г. направил документы о приемке через Официальный сайт.
Исполнитель 28.08.2023 отправил сметную документацию, получившую положительное заключение негосударственной экспертизы.
Заказчик составил Акт проведенной проверки выполнения условий по Государственному контракту N БС-2023/108 от 27.03.2023 и выявил, что представленные документы не соответствуют требованиям к оказываемым услугам.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПроАтом", поскольку считает, что ООО "ПроАтом" предпринимало все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту, а также, что ООО "ПроАтом" при выполнении работ по Контракту действовало добросовестно
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ПроАтом" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ПроАтом" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПроАтом" (ИНН: 7810422170), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 сентября 2023 г. N РНП-78-1240/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2023