Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ "Культурно-досуговый центр "Красногвардейский" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ИП Шищенко Л.Л. (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22707-ЭП/23 от 05.09.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку светодиодного экрана для СПб ГБУ "Культурно-досуговый центр "Красногвардейский" для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 29.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000723000304. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 203 608, 00 рублей.
В жалобе ИП Шищенко Л.Л. обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка описания объекта закупки, а также в отсутствии установленных запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, которые, по мнению Заявителя, предусмотрены для закупаемого оборудования.
Заказчик с доводами Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении рассматриваемого запроса котировок.
В частности, при описании закупаемых Заказчиком товаров им установлены следующие требования:
Наименование товара |
Товарный знак (при наличии) |
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателя товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или показатели эквивалентности товара, товара в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг |
||
Минимальное значение показателя и (или) максимальное значение показателя |
Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться |
|||||
Минимальное значение показателя |
Максимальное значение показателя |
|||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Модуль светодиодного экрана |
DSS-R-PH3,9-24tb или эквивалент |
|
||||
1 |
Источник света |
Х |
Х |
Светодиод |
||
2 |
Возможность использования вне помещений |
Х |
Х |
Наличие |
||
3 |
Ширина (мм) |
1000 |
Х |
Х |
||
4 |
Высота (мм) |
500 |
Х |
Х |
||
5 |
Конфигурация пикселей |
Х |
Х |
1R1G1B |
||
6 |
Шаг (мм) |
3,5 |
4,0 |
Х |
||
|
|
7 |
Тип светодиодов |
Х |
Х |
SMD1921 |
|
|
8 |
Плотность точек (на кв.метр) |
6500 |
7000 |
Х |
|
|
9 |
Битность |
14 |
16 |
Х |
|
|
10 |
Яркость (люмен) |
5000 |
7000 |
Х |
|
|
11 |
Противоударная конструкция |
Х |
Х |
наличие |
|
|
12 |
Крепёж для монтажа |
Х |
Х |
наличие |
|
|
13 |
Жесткий туровый кейс на колёсах |
Х |
Х |
наличие |
|
|
14 |
Изменения угла наклона модулей (град.) |
5 |
7 |
Х |
|
|
15 |
Степень защиты |
IP65 |
Х |
Х |
В своей жалобе Заявитель указал на то, что товара с характеристиками, указанными в вышеприведенном описании, не существует на рынке, поскольку установленные Заказчиком требования к значению показателя "Плотность точек (на кв.метр)" являются некорректными.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что при описании указанной товарной позиции была допущена ошибка, в силу которой в значении указанного показателя был пропущена цифра "0" и корректное значение должно быть указано, как:
Минимальное значение показателя 65000
Максимальное значение показателя 70000 точек на кв.метр.
Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание пояснения Заказчика, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанные в описании объекта закупки значения показателя "Плотность точек (на кв.метр)" не отражают потребность Заказчика, что не соответствует ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушает п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит довод Заявителя обоснованным.
2. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Также указанным актом Правительства определено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в объект закупки Заказчиком включена поставка Модуля светодиодного экрана, которому соответствует код ОКДП 2 27.90.20.110 "Панели индикаторные с устройствами жидкокристаллическими или светодиодами" и Видеоконтроллера LED-экрана, который отнесен к коду ОКДП 2 27.33.13.169 "Аппараты электрические для управления электротехническими установками прочие, не включенные в другие группировки".
Указанные коды отсутствует в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а, следовательно, в рассматриваемом случае Заказчик не должен был установить условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Также Комиссия УФАС не усматривает факта нарушения Заказчиком положений Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" при размещении рассматриваемой закупки, поскольку указанный акт не накладывает на Заказчика требования о включении в состав извещения соответствующих ссылок на его применение.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
Комиссия УФАС констатирует, что закупаемые Заказчиком товары содержатся в Приложении к приказу N 126н, а, следовательно, в рассматриваемом случае Заказчик был обязан установить условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные указанным приказом.
Из анализа извещения о проведении закупки следует, что вышеуказанные условия допуска были определены Заказчиком.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не усматривает в данной части признаков нарушения норм Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, в данной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
3. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы Заявителя и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шищенко Л.Л. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 сентября 2023 г. N 44-3745/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023