Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22715-ЭП/23 от 05.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг: по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах в зданиях государственных бюджетных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования подведомственных администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (извещение номер 0172200005523000163) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.08.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200005523000163. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 174 944,56 рублей.
В жалобе Заявитель на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки. В данном случае предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещением установлен следующий порядок оценки:
"Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии характеристики объекта закупки |
100 баллов |
Отсутствие характеристики объекта закупки |
0 баллов |
товаров (работ, услуг)" показателя" Качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: организация процессов; меры по контролю качества оказываемых услуг; технология управления системой качества; профессиональная подготовка; ответственность, технология управления рисками; порядок сообщения при оказании услуг.
Оценка заявки участника по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленной форме "Качественные характеристики объекта закупки", установленной в настоящем пункте, содержащей описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте, и заполненной в соответствии с инструкцией по ее заполнению.
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В графе 2 формы указывается наименование свойства предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В графе 3 участник предоставляет описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
В рамках свойства "организация процессов" необходимо предоставить следующее: информация о факторах влияющих на организацию и оказание услуг в том числе перечень факторов и описание влияния данных факторов; информацию о взаимодействии с органами внутренних дел, в том числе с указанием направлений и способов взаимодействия; информацию о осуществлении мер по усилению защищенности от возникновения критических ситуаций; информацию о осуществлении руководства постов охраны; информацию о применении технических средств охраны с указанием случаев, в которых могут применяться технические средства и порядке их применения; информацию об особенностях допуска на объект сотрудников правоохранительных органов; о действиях по обеспечению охраны в условиях критических и чрезвычайных ситуаций; порядок осуществления пропускного режима на объекте.
В рамках свойства "меры по контролю качества оказываемых услуг" необходимо предоставить следующее: информацию о докладах охраны о сдачи дежурств; информацию о перечне документации на объекте охраны, который формируется до начала услуг, перечень документов, содержащихся в наблюдательном деле, информацию о необходимых удостоверениях квалификации охранника, сведения о личной карточке охранника, а так же перечень из наименований документов, подтверждающих правовой статус охранника; информацию о порядке действий при обнаружении подозрительных предметов, которые могут являться взрывоопасными (с указанием конкретного перечня действий в данной ситуации); информацию о порядке допуска на территорию учреждения транспортных средств, машин скорой помощи, аварийных служб, а так же лиц, представителей средств массовой информации; информацию о частоте докладов, содержанию данных докладов, в том числе в случае нарушения пропускного режима.
В рамках свойства "технология управления системой качества" необходимо предоставить следующее: информацию в виде инструкции по охране труда с указанием общих требований охраны труда, требований охраны труда до начала работы, охраны труда во время работы, охраны труда после окончания работы, информацию об основных направлениях в области охрана труда в организации; информацию о порядке проверки объекта при осуществлении контроля качества, с указанием должностей лиц, которые вправе осуществлять непосредственный контроль качества оказываемых услуг; информацию о должностях лиц ответственных за обеспечение охраны труда, в том числе перечень возлагаемых обязанностей; информацию о ответственных за пожарную безопасность; информацию о уполномоченных совершать проверку объектов охраны, об общих положениях по проверке объектов охраны; информацию о методах контроля состояния безопасности при осуществлении пропускного режима, а именно описываются, как минимум, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания; информацию о обязательствах для достижения целей в области охраны труда; информацию о распределении обязанностей в области охраны труда; информацию о требованиях к медицинским заключениям, в результате которых охранники признаются способными по состоянию здоровья выполнить должностные обязанности в полном объеме, в том числе должен содержать перечень обязательных освидетельствований.
В рамках свойства "профессиональная подготовка" необходимо предоставить следующее: информацию о физической подготовке; информация о подготовке к оказанию первой помощи, в том числе в виде перечня ситуаций требующих оказания первой помощи, с указанием порядка действий при оказании первой помощи, информацию о техниках наложения повязок, информацию о составе аптечки первой помощи; информация о правовой подготовке, в том числе перечень нормативных актов, статей которые знаниями о которых должен обладать представитель организации осуществляющей охранную деятельность; информация о психологической подготовке, в том числе необходимо предоставить информацию о подготовке к работе в стрессовом состоянии, видах стрессового состояния и способов его преодоления; при указание информации о подготовке необходимо указать частоту проверки навыков и информацию об ответственном за подготовку.
В рамках свойства "ответственность" необходимо предоставить следующее: информацию о должностных инструкциях в виде примеров должностных инструкций должностей лиц, задействованных при во время исполнения контракта; информацию о видах уголовной и административной ответственности во время исполнения контракта с указанием видов нарушений и видов взысканий за соответствующие нарушения; информацию о дисциплинарной ответственности во время исполнения контракта.
В рамках свойства "технология управления рисками" необходимо предоставить следующее: информацию о периодичности и должностях задействованных лиц по выявлению и анализу рисков, а также о результатах, к которым приводит анализ выявленных рисков; информацию о проработке выявленных рисков (расстановка по степени приоритета и вероятности возникновения); информацию об оценке потенциального влияния идентифицированных рисков на общие показатели; информацию о целях осуществления административного и технологического контроля.
В рамках свойства "порядок сообщения при оказании услуг" необходимо предоставить следующее: информацию, содержащую описание системы коммуникации сотрудников и руководящего состава в процессе оказания услуг, с указанием порядка взаимодействия между руководителем и всеми сотрудниками, находящимися в подчинении руководителя, в том числе и его заместителей (при наличии), содержать перечень стандартов при оказания услуг; должен содержать схему взаимодействия персонала, а также информацию о возможных типах взаимодействия между ними.
Описание свойств объекта закупки должно разрабатываться участником на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативно-правовых актов. Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "описанием свойства объекта закупки представленном в полном объеме" понимается предоставления в составе заявки формы "Качественные характеристики объекта закупки", содержащей описание свойств объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Описание свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований. Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений".
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет критерии и показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, спорный показатель и порядок их оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Концерн безопасности "Собр" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 сентября 2023 г. N 44-3731/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023