Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ГБДОУ Детский сад N 8 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; в отсутствие представителей ООО "ЮК "Эвантика" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22706-ЭП/23 от 05.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку музыкального оборудования для государственных бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Администрации Красногвардейского района Санкт - Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200144723000010) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.08.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200144723000010.
Начальная (максимальная) цена контракта - 840 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии заказчика.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрены следующие положения:
В терминологии настоящей инструкции используются следующие определения:
- Конкретное значение показателя - единственное значение (не интервальное), указываемое участником закупки в заявке в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. Конкретное значение показателя не должно сопровождаться словами, словосочетаниями и знаками, используемыми Заказчиком при установлении требований к максимальным и/или минимальным значениям показателей, а также словами, знаками, используемыми Заказчиком при установлении требований к вариантам значений.
- Диапазон конкретных значений показателя - интервал значений, указываемый участником закупки в заявке в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет значения ряда показателей, которые могут изменяться при различных условиях. При указании в заявке на участие значений показателей в виде диапазона значений показателя (характеристик), участник закупки должен указать нижнюю и верхнюю границы диапазона значений, соответствующие требованиям описания объекта закупки и требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Диапазон конкретных значений показателя не должен сопровождаться словами, словосочетаниями и знаками, используемыми Заказчиком при установлении требований к максимальным и/или минимальным значениям показателей. (Значение нижней границы не должно быть более или равно значению верхней границы, а значение верхней границы не должно быть менее или равно значению нижней границы).
- Числовые значения - всякие два и более числа (целые либо дробные, при наличии с указанием на положительное либо отрицательное значение), с установленной единицей измерения, непосредственно после чисел, в любом другом случае такие числа обозначаются как требуемые значения.
Конкретные показатели товара, предоставляются в соответствии с требованиями к товарам, установленными в Приложении N1 к Описанию объекта закупки, с учетом положений настоящей инструкции. В описании товаров установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. При описании объекта закупки (наименований показателей (характеристик) товаров и требований к значениям показателей (характеристик) товаров) Заказчиком в соответствии с требованиями п.2. ч.1. ст.33 Закона о контрактной системе, использовались стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
При описании товаров участники закупки предоставляют следующую информацию:
Информацию по показателям, значения которых не могут изменяться, включающую в себя показатели, по которым установлены в неизменном виде часть значений (выбор альтернативных значений) показателей.
Информацию по показателям, для которых в извещении и приложениях к нему установлены требования к максимальным и (или) минимальным значениям, включающую в себя показатели, по которым представляется одно конкретное значение и показатели, по которым представляется диапазон значений.
Сведения, содержащиеся в заявке должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований. При описании следует применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями заказчика, а также требованиями действующих нормативных документов.
Наименование товара не подлежит конкретизации, и указываются в составе заявки в неизменном виде.
В случае установления конкретных значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться, участником должны быть указаны значения без изменений, включая все слова, словосочетания, знаки, союзы, наречия, указанные Заказчиком в требованиях к значению показателя, за исключением слов, словосочетаний "должен (-но; -ны; -на)", "должен (-но; -ны; -на) быть". Обоснование использования дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара в соответствии со статьей 33 Закона N 44 ФЗ: в связи с тем, что информация, включенная в КТРУ является общей, не является исчерпывающей и не позволяет точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара, в описании объекта закупки указана дополнительная информация исходя из характеристик (которым должен отвечать конкретный закупаемый товар), и которая является значимой для Заказчика. Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к товару для нужд заказчика и срок поставки товара установлены, исходя из потребностей заказчика. Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в извещение и приложений к нему как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Таким образом, в указанной норме заказчику предоставлено право при описании объекта закупки указывать любые характеристики, относящиеся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным, товар с которыми ему необходимым. При этом законодатель не выделяет среди характеристик товара существенные или несущественные. Соответственно, если заказчиком в описании объекта закупки указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, значит, они для него являются существенными. Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик, поставляемого товара в извещении устанавливать такие требования к товару, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям и удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
При подаче сведений о товаре участнику следует руководствоваться следующими правилами и случаями применения формулировок при установлении требований к показателям товаров:
1. Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием слов/словосочетаний/знаков в формате: "больше N1", "не меньше N1", "выше N1", " N1", ">N1" (где N1 - единственное числовое/требуемое значение).
1.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "больше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "выше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака ">_", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не меньше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.6 При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к минимальному значению показателя товара, таких как марка, класс, группа, сорт, участнику необходимо указывать значение лучше либо не хуже установленного, в соответствии с описанным выше порядком указания значений показателя, руководствуясь положениями установленной Заказчиком нормативно-технической документации.
1.7 Установление Заказчиком требований к значению показателя, когда слова, словосочетания или знаки, из пунктов 1.1 - 1.5 указаны в наименовании показателя, при этом в требовании к значению указано только числовое значение, означает что участник должен представить в заявке сведения о значении показателя, руководствуясь соответствующим пунктом настоящей инструкции в отношении установленного в требованиях числового значения.
1.8 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "минимально от", означает что участник закупки обязан указать значение, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, без использования предлога "от", если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2. Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием слов/словосочетаний/знаков в формате: "не выше N1", "не больше N1", "меньше N1", "ниже N1", "N1 ", "N1>" (где N1 - числовое/требуемое значение).
2.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "меньше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "ниже", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "_>", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не больше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не выше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.8 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "максимально до", означает что участник закупки обязан указать значение, менее установленного Заказчиком максимального значения показателя, без использования предлога "до", если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.7 Установление Заказчиком требований к значению показателя, когда слова, словосочетания или знаки, из пунктов 2.1 - 2.6 указаны в наименовании показателя, при этом в требовании к значению указано только числовое значение, означает что участник должен представить в заявке сведения о значении показателя, руководствуясь соответствующим пунктом настоящей инструкции в отношении установленного в требованиях числового значения.
3. Требования к минимальному и максимальному значению показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием слов/словосочетаний/знаков: "не выше", "не больше", "меньше", "ниже", "", ">", "больше", "не ниже", "не меньше", "выше".
3.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных знаком "-" (тире/дефис), означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, соответствующий установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных союзом "и", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием только числовых значений и различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных знаком "-" (тире/дефис), означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием только числовых значений и различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных союзом "и", означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, соответствующий установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием значений формата: "N1 - N2" (где N1, N2 - требуемые значения) означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, в пределах установленного интервала, при этом указанные Заказчиком значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений.
3.7 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием числовых значений и слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, соответствующий установленным Заказчиком требованиям, если извещением, приложениями к нему и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
4. Требования к значению показателей (характеристик) товара, по которым установлены в неизменном виде часть сведений (выбор вариантов значений показателей, включая сведения о соответствии товара нормативным документам). Данный вид показателей Заказчик устанавливает, руководствуясь позицией ФАС России, изложенной в письме от 1 июля 2014 года N АЦ/26362/14. Данный тип показателей относится к показателям, которые определены Законом о контрактной системе как варианты значений показателей (характеристик) товаров. При этом варианты значений, установлены Заказчиков в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
4.1 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием союза "или" означает что участник закупки обязан указать одно конкретное из вариантов значений показателя, без использования вышеуказанных знаков и слов.
4.2 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием знаков "/" (за исключением случаев: когда требование установлено в виде простой несократимой дроби) означает что участник закупки обязан указать одно конкретное из вариантов значений показателя, без использования вышеуказанных знаков и слов.
4.3 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием "и/или" означает что участник закупки обязан указать одно конкретное или несколько вариантов значений показателя, без использования вышеуказанных знаков и слов.
4.4 При указании в заявке на участие сведений о конкретных показателях (характеристик) товаров, согласно инструкции по заполнению заявки, выбрав одно или несколько из вариантов значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного(-ых) значения(-ий) показателя в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Показатели, установленные для другого(-их) варианта(-ов) значения(-ий), участник должен либо не указывать, либо вместо значения показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "Х" и др.
4.5. Совокупность требований п.1 и значений формата "Х - Y", (где X, Y - требуемые значения) использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки представляет значения диапазона уже указанного интервала, то есть значение нижней границы должно быть более X, а значение верхней границы должно быть равно Y.
4.6 Совокупность требований п.2 и значений формата "Х - Y", (где X, Y - требуемые значения) использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению показателя, в данном случае участник закупки представляет значения диапазона шире указанного интервала, то есть значение нижней границы должно быть равно X, а значение верхней границы должно быть более Y.
Общие положения:
Во всех иных случаях, не указанных в настоящей инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в заявке обязан указать сведения точно в соответствии с настоящей инструкцией.
Установление Заказчиком требований к минимальному или максимальному значению габаритных размеров показателя при описании габаритных размеров товара ( ДхШхВ, ДхШхГ, ВхШхГ) с использованием значений формата: "N1 х N2 х N3" (где N1, N2, N3 - требуемые/числовые значения), означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя (не интервальное) в установленном формате, при этом значения должны быть указаны в соответствии с установленным требованием к минимальному или максимальному значению показателя по каждому значению перечисленному через "х"
Установление Заказчиком требований к минимальному или максимальному значению габаритных размеров показателя при описании габаритных размеров товара (ВхШ, ШхГ, ДхШ и др) с использованием значений формата: "N1 х N2" (где N1, N2, - требуемые/числовые значения), означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя (не интервальное) в установленном формате, при этом значения должны быть указаны в соответствии с установленным требованием к минимальному или максимальному значению показателя только в отношении первого значения перечисленного через "х"
Установление Заказчиком требований в соответствии с п.1.1-4.3 настоящей инструкции, при этом наименование показателя содержит более одной однотипной характеристики (например, "тип открытия, закрытия", "прочность при разрыве до и после старения"), следует считать, что уточняющие слова/знаки/словосочетания из п.1.1-4.3 относятся к каждой из них. В этом случае, участнику следует указать значение показателя для каждой однотипной характеристики (например, через запятую в том же порядке)при этом, представленные показатели товара не должны допускать двусмысленных толкований". Одно указанное значение не позволяет достоверно определить, к какому из однотипных показателей оно относится. Указание одного значения для однотипных характеристик противоречит положениям инструкции
При составлении описания объекта закупки использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В отношении способа описания объекта закупки, использованном в извещении, Заказчик поясняет следующее: Оформление требований к объекту закупки было произведено Заказчиком в строгом соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ 1.5-2001 "Межгосударственная система стандартизации". Участником в заявке на участие обязательно должна быть указана соответствующая единица измерения, установленная Заказчиком к конкретному показателю (при наличии). При установлении требований к одному показателю с использованием альтернативных единиц измерения, Участник закупки указывает одну из представленных Заказчиком единиц измерения. В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для поставки товара, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно описанию объекта закупки. В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии со значениями показателей которого данный товар выбран участником для предоставления в составе заявке на участие; в этом случае участник в заявке должен указать соответствие товара конкретной нормативно-технической документации, которая распространяется именно на данный товар. В случае, если, на момент подачи заявки участником закупки, указанные в извещении и в приложениях к нему документы о техническом регулировании утратили силу, соответствие товаров таким документам не требуется. В случае если Заказчиком устанавливаются требования к значению показателя, а также допустимые (предельные) значения (отклонения) данного показателя в процентах, то участнику необходимо указать значения допустимых (предельных) значений (отклонений) в тех единицах измерения, в которых указаны соответствующие показатели, при этом единица измерения, находящаяся в наименовании показателя, указывает на то, что требование к значению такого показателя является неизменным. При установлении требований по показателю, по которому установлены в неизменном виде все сведения, используется словосочетание "должно быть". В данном случае наименование показателя, его значение и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, с учетом положений настоящей инструкции, без использования словосочетания "должно быть". При установлении требований к минимальному, к максимальному или альтернативному значению показателя, наименование и требования к показателю товара разделено знаком "двоеточие", отсутствие знака означает, что значение показателя не может изменяться. Если значение показателя товара является отрицательными значением, на данное обстоятельство может указывать как символ "-" (минус) перед числом, так и наименование показателя, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел. Если Заказчиком установлено требование о соответствии товара конкретному ГОСТ (ГОСТам), то Участник должен использовать значения показателей, установленные ГОСТ (ГОСТами), т.е. если показатель, установленный Заказчиком имеет уточняющее слово (знак, словосочетание, формулировку или их комбинацию), обозначающее минимальное значение показателя или максимальное значение показателя, например "не менее 1", и, в то же время ГОСТ (ГОСТами) установлен конкретный перечень возможных вариантов, например "1, 2, 3", то Участник не может предложить промежуточное значение, не указанное в ГОСТ (ГОСТами), например "1,01"
Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов: "или эквивалент", "должен(-но;-ны;-на)", "должен(-но;-ны;-на) быть", "не допускается(-ются), "может быть", (и их производные), "желательно", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Применение заказчиком союза "и" и знака "," при установлении требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых согласно настоящей инструкции не могут изменяться либо если значения перечислены с использованием иных слов и знаков, но изменению не подлежат, это означает, что Заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случае участнику необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком показателями для каждой разновидности товара.
Значение, заключенное в круглые скобки, знак "(_)", является не изменяемым, указываются участником без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки. Положения инструкции, описывающие порядок предоставления сведений в виде значений, которые не могут изменяться, согласно настоящей инструкции, являются приоритетными перед всеми остальными положениями, за исключением случаев, когда показатель является несоответствующей (несуществующей) характеристикой товара для выбранного значения показателя, который он вправе не указывать в соответствии с положениями настоящей инструкции.
При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и наименования товаров. Изменение названия показателя товара или наименования товара, трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе. В случае отсутствия в извещении и приложениях к нему единиц измерения требуется использовать единицы измерения, указанные для данного показателя в соответствующей нормативной документации. Участник должен учитывать, что все сведенья установленные в группе показателей прочие, не являются изменяемыми. Скопированные в заявку требования к конкретным значениям показателей со словами, указанными в инструкции, без соблюдения требований инструкции не является указанием конкретных показателей товара. В случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или несоответствия представленной информации требованиям извещения и приложений к нему участник закупки не допускается к участию в ней. Участник закупки может подтвердить содержащиеся в указанной форме сведения, приложив к ней любые необходимые, по его мнению, документы. Не предоставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию.
В случае предоставления недостоверных сведений, а также непредставления таких сведений заявка на участие может быть признана несоответствующей требованиям извещения, приложений к нему, что влечет за собой отказ в допуске участника закупки.
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
Из положений извещения следует, что инструкция по заполнению заявок в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию подобного рода положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных характеристик, установленных Заказчиком, что также не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишне подробное и объемное описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что нарушает п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮК "Эвантика" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 сентября 2023 г. N 44-3755/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023