Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБУК "Государственный Эрмитаж" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Самострелова Максима Вячеславовича (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22629-ЭП/23 от 05.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку бытовой электронной техники (извещение
N 0372100005623000033),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бытовой электронной техники (извещение N 0372100005623000033) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 476 100,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Самострелов М.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Самостреловым М.В. заключен государственный контракт N 25 ОАЭФ/23-М-992 от 13.06.2023 на сумму 473 719,50 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Самостреловым М.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить бытовую электронную технику (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 3.1 Контракта поставка товара осуществляется в срок до 35 календарных дней с даты заключения Контракта, т.е. до 18.07.2023.
По состоянию на 22.08.2023 Товар Поставщиком не поставлен.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 22.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 04.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
26.06.2023 в адрес Заказчика направлено предложение о замене Товара на аналогичную модель, страной производства которой является Китай. Также в качестве приложения к данному предложению представлены информация о снятии модели Товара с производства с официального сайта торговой марки "BOSCH" и письмо-объявление о снятии с производства.
28.06.2023 Заказчиком отказано на основании пп. 1.7 п. 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
06.07.2023 в адрес Заказчика направлено повторное предложение о замене Товара на аналогичную модель, страной производства которой является Китай. В качестве обоснования приведен тот факт, что Поставщик не располагал информацией о снятии модели с производства и об отсутствии модели LBB 4428/00 производства - Германия на российском рынке. А при указании страны происхождения руководствовался местом нахождения торговой марки "BOSH".
11.07.2023 Заказчиком отказано в связи с отсутствием подтверждения невозможности поставки Товара, а также на основании пп. 1.7 п. 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
06.07.2023 в адрес Заказчика направлено повторное предложение о замене Товара на аналогичную модель, страной производства которой является Китай, а также предложение о расторжении Контракта по соглашению Сторон.
17.07.2023 Заказчиком отказано в согласовании замены на основании пп. 1.7 п. 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, в расторжении Контракта отказано.
17.07.2023 в адрес Заказчика направлен запрос информации о том, будет ли принят Товар BOSCH LBB 4428/00, страной производства которого является Китайская Народная Республика.
20.07.2023 получено письмо от Заказчика, согласно которому сообщает о невозможности проведения приемки Товара, не соответствующего условиям Контракта.
21.07.2023 в адрес Заказчика направлено повторное предложение о замене Товара на аналогичную модель, страной производства которой является Китай, приложение с штрих-кодом и серийным номером Товара, которые планируется к поставке, а также предложение о расторжении Контракта по соглашению Сторон в случае отказа в согласовании замены.
01.08.2023 Заказчиком направлено Требование (претензия), в которой отказано в согласовании замены на основании пп. 1.7 п. 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, отказано в расторжении Контракта, предъявлено требовании о выплате штрафа.
Таким образом, какого-либо умысла на уклонение от уклонения от исполнения обязательств по Контракту у Участника не имелось, что, в свою очередь, Поставщиком предприняты все действия, направленные на исполнение обязательств в части поставки Товара.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Самострелова М.В. в реестр недобросовестных поставщиков. ИП Самострелов М.В, неоднократно являлся исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ИП Самострелова М.В. в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Самостреловым М.В.. предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ИП Самострелова М.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Самострелова Максима Вячеславовича (ИНН: 100201950196), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 сентября 2023 г. N РНП-78-1248/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023