Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - Заказчик)
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. (далее - Заявитель, ИП Тожибаев З.П.),
надлежащим образом извещенных уведомлением от 04.09.2023 N ИМ/1853/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ИП Тожибаева З.П., рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0179600001223000013 "Замена ограждений школьных территорий общеобразовательных учреждений МБОУ "Гимназия N 18" г. Черкесска" (далее - открытый конкурс, закупка) с пользованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
Заявитель сообщает, что Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе в части неправомерного установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), поскольку ограждение не может являться объектом капитального строительства, а относится к элементам благоустройства.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы ИП Тожибаева З.П. Комиссией Управления состоялось 11 сентября 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Тожибаева З.П., изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
23.08.2023 в 16:12 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N 0179600001223000013 "Замена ограждений школьных территорий общеобразовательных учреждений МБОУ "Гимназия N 18" г. Черкесска" (извещение о проведении закупки - 23.08.2023 в 16:12 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта - 5 979 110, 00 рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 23.08.2023 в 16:12 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 04.09.2023 в 08:00 ч.
На участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с Постановлением N 2571.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией Управления, установлено, что Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены требования в соответствии с п. 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571, а именно:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному п. 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В соответствии с пп. "а" п. 3 Постановления N 2571 положения применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиция приложения к Постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений п. 3 Постановления N 2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки"; п. 15 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Таким образом, Заказчиком обоснованно применен п. 15 "Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)" Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571.
Представитель Заказчика в своих возражениях сообщил, что из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012 NВАС-15260/12, определений Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2015 N308-ЭС15-1282, от 10.12.2018 N306-ЭС18-20002 следует, что объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта и критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательных является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения.
Таким образом, создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.
Согласно п. 45 Инструкции по применению Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 N 157н, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания, являются частью этого здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект.
Согласно Техническому паспорту на нежилое здание школы, ограждения и сооружения на участке (в частности забор) входят в состав объекта капитального строительства - школы. Кроме того, ограждение прочно связано с землей и не может быть перемещено либо демонтировано и вновь собрано без несоразмерного ущерба его назначению и без изменения его основных характеристик. Соответственно, ограждение школы, работы по замене которого являются предметом закупки, также является объектом капитального строительства.
Таким образом, ограждение входит в состав единого инвентарного объекта - здания школы, которая выступает объектом капстроительства. Также забор нельзя переместить без ущерба. Из техпаспорта на объект следует, что ограждение - часть капитального строения, а именно здания школы. Объекты имеют единый инвентарный номер, значит, забор не элемент благоустройства.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления установлено, что Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 15 Постановления N 2571.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, Заявитель явку представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, документы, подтверждающие доводы жалобы, не представил.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 11 сентября 2023 г. N 009/06/106-84/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2023