Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
от заявителя - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Малыхина П.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Курская РБ" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300113023000143 "Разработка проектной документации в целях проведения капитального ремонта объектов медицинских организаций государственной системы здравоохранения Ставропольского края, участвующих в реализации мероприятий краевой программы "Программа модернизации первичного звена здравоохранения Ставропольского края"".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 11.09.2023 г. с вызовом сторон по делу.
11.09.2023 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
28.08.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321300113023000143 "Разработка проектной документации в целях проведения капитального ремонта объектов медицинских организаций государственной системы здравоохранения Ставропольского края, участвующих в реализации мероприятий краевой программы "Программа модернизации первичного звена здравоохранения Ставропольского края"".
Согласно доводу N1 Заявителя жалобы, предметом контракта является "Разработка проектной документации в целях проведения капитального ремонта объектов медицинских организаций государственной системы здравоохранения Ставропольского края, участвующих в реализации мероприятий краевой программы "Программа модернизации первичного звена здравоохранения Ставропольского края"", т.е. выполнение работ по разработке проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения.
Извещением об осуществлении закупки установлено "Код КТРУ/ОКПД2: 71.12.12.190".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145: "Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Каталог товаров, работ, услуг содержит позицию 71.12.12.000-00000003 "Разработка проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения". Дата начала обязательного применения позиции каталога 29.12.2022.
При этом, как установила Комиссия, данный код позиции КТРУ Заказчиком не установлен.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены положения постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 в отношении правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Довод Заявителя обоснован.
Согласно ч.5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно доводу Заявителя жалобы N2, в соответствии с ч.5 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ заказчику были направлены запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Заказчик разместил два Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 31.08.2023 NРИ1:
"Уважаемый участник закупки!
Запрос:
Просим дать информацию об общей площади здания, подлежащего капитальному ремонту, по закупке N 0321300113023000143.
Ответ на запрос:
Общая площадь здания, подлежащего капитальному ремонту составляет -1021,30 м2"
и Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 31.08.2023 NРИ2:
"Уважаемый участник закупки!
Запрос:
Просим дать информацию об общей площади здания, подлежащего капитальному ремонту, по закупке N 0321300113023000143.
Ответ на запрос:
Общая площадь здания, подлежащего капитальному ремонту составляет -2898,9 м2".
Комиссией установлено, что Заказчик разместил два разных ответа на один и тот же вопрос, что является нарушением законодательства РФ о контрактной системе. Кроме того, в своих письменных объяснениях Заказчик признал ошибку при подсчете для дачи разъяснения на запрос по общей площади здания, подлежащего капитальному ремонту.
Довод Заявителя обоснован.
Согласно доводу Заявителя жалобы N3, проектом контракта установлено: "6.1. Обеспечение исполнения контракта предоставляется Подрядчиком Заказчику до заключения контракта в размере 10% от цены, по которой заключается контракт (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ)., что составляет -____________ руб.".
При этом, в ч.6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
Как установила Комиссия, Заказчиком неправомерно установлено данное требование, кроме того, Заказчик в своих письменных объяснениях признал ошибку и указал на то, что в Приложении N1 Проект извещения об осуществлении закупки в п. 2.14 Информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ не установлено.
Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика установлены нарушения. Довод Заявителя жалобы обоснован. Заказчику необходимо внести изменения при заключении контракта.
Согласно доводу Заявителя жалобы N4, согласно извещения порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению: в соответствии с проектом контракта.
Проектом контракта установлено: "6.2. Способами обеспечения исполнения контракта являются банковская гарантия, выданная банком и соответствующая требованиям пункта 6.4 контракта, или внесение денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно".
При этом, согласно ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено следующее: Понятие независимой гарантии появилось в Гражданском Кодексе Российской Федерации 01.06.2015 года, в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ. С этого момента понятие "банковская гарантия" не используется.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода. Заказчику необходимо внести изменения при заключении контракта.
Согласно доводу Заявителя жалобы N5, ответственность сторон установлена не в полном объеме.
В силу ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что п. 7.6 проекта Контракта Заказчик ссылается на пункты 11.7-11.12, 15 Контракта, при этом, в проекте Контракта отсутствуют пункты 11.10-11.12 и 15.
Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика установлены нарушения, довод Заявителя обоснован. Заказчику необходимо внести изменения при заключении контракта.
Согласно доводу Заявителя жалобы N5, в нарушение пп. а п.1 ч.2 ст. 51 проект контракта не содержит срок исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия установила следующее: в Разделе 3 Сроки оказания услуг в п. 3.1 Контракта указано, что услуги должны быть оказаны с момента заявки Заказчика в течение 10 рабочих дней, что является сроком исполнения Контракта.
Кроме того, в Разделе 10 Срок действия, порядок изменения и расторжения Контракта в п. 10.1 прописано, что Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 31.12.2023 года включительно, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что срок исполнения Контракта Заказчиком установлен. Довод жалобы не обоснован.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ИП Малыхина П.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Курская РБ" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300113023000143 "Разработка проектной документации в целях проведения капитального ремонта объектов медицинских организаций государственной системы здравоохранения Ставропольского края, участвующих в реализации мероприятий краевой программы "Программа модернизации первичного звена здравоохранения Ставропольского края"" - обоснованной в части доводов 1-5.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Курская РБ" нарушившими требования ч. 4 ст. 34, ч.ч. 3, 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 145, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Н.Г. Пызина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 сентября 2023 г. N 026/06/106-1879/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023