Резолютивная часть решения оглашена 06.09.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрела жалобу ИП (далее заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сплит-системы кондиционирования настенного типа в рамках оснащения строящегося объекта общеобразовательной школы на 1100 мест по адресу: Владимирская область, Петушинский р-н, г.Покров, ул.Больничный проезд (извещение N 0128300006023000292) в присутствии представителей заказчика - администрации Петушинского района Владимирской области , заявителя ИП
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-628/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
31.08.2023 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сплит-системы кондиционирования настенного типа в рамках оснащения строящегося объекта общеобразовательной школы на 1100 мест по адресу: Владимирская область, Петушинский р-н, г.Покров, ул.Больничный проезд (извещение N 0128300006023000292).
По мнению заявителя, при описании объекта закупки по позициям "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева)", "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме)" заказчиком нарушены требования части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупки в плане соответствия положениям соответствующего КТРУ, что не позволяет ИП Шлейко Л.Г. подать заявку на участие в закупке.
По позиции "Площадь охлаждения, обогрева - не менее 100 кв.м" заказчиком нарушены требования части 6 статьи 23, статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в плане установления ненадлежащего обоснования ("Показатель определяется исходя из специфики товара") дополнительной характеристики, не предусмотренной КТРУ.
Совокупности требованиям технических характеристик закупаемого товара (сплит система от 7 квт с сенсором движения) не соответствует ни одна из представленных на рынке моделей.
Заказчиком требуется год изготовления закупаемого товара - не ранее 2023 года. Вместе с тем, данная характеристика не является технической и функциональной характеристикой поставляемого товара, не влияет на его потребительские свойства. Следовательно, установление требование к году изготовления поставляемого товара приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает требования статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, в извещении о проведении закупки установлено, что все запасные части, которые поставщик устанавливает в течение гарантийного периода, должны быть произведены и сертифицированы производителем товара. Вместе с тем, в соответствии с единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, сплит-системы (кондиционеры) не сертифицируются.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика по существу доводов жалобы пояснил следующее.
В своей жалобе заявитель указывает, что она не может подать заявку на участие в закупке. Однако другой участник закупки смог подать заявку. Более того, в извещении о проведении указанной закупки указано, что заказчик желает приобрести кондиционеры "Класс энергоэффективности (в режиме нагрева) - не ниже А, "Класс энергоэффективности (в режиме охлаждения) - не ниже А". Заказчик в качестве дополнительных характеристик товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, указал "Площадь охлаждения, обогрева - не менее 100 кв.м" и "Площадь охлаждения, обогрева - не менее 70 кв.м". Действительно, указанные требования не являются параметрами, а всего лишь дополнительными характеристиками.
ИП Шлейко Л.Г. не согласна с годом изготовления. Однако как видно из описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, общеобразовательная школа на 1100 мест по адресу: Владимирская область, Петушинский р-н, г.Покров, ул.Больничный проезд является строящимся объектом в рамках национального проекта "Образование" федерального проекта "Современная школа", следовательно и поставляемый товар должен быть новым. Заявитель ссылается на пункт 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в которой указано что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Описанием предусмотрено иное описание объекта, а именно год выпуска.
Заказчик вправе устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Соответственно, заказчик вправе включить в извещение о проведении закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих задач.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.08.2023 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сплит-системы кондиционирования настенного типа в рамках оснащения строящегося объекта общеобразовательной школы на 1100 мест по адресу: Владимирская область, Петушинский р-н, г.Покров, ул.Больничный проезд (извещение N 0128300006023000292).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 042 136,64 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок . Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктами 5,6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в приложении N 1 к извещению об осуществлении указанной закупки "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ", помимо прочих, заказчиком установлены следующие требования к техническим характеристикам поставляемого товара: "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева) - А", "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения) - А". При этом в соответствующей позиции КТРУ "Кондиционер бытовой, 28.25.12.130 - 00000010" установлено "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева) - не ниже В, не ниже А", "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения) - не ниже В, не ниже А".
Таким образом, по мнению Комиссии, значение указанного показателя, установленного в приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки, не противоречит значению, установленному в КТРУ, не является неоднозначным, двусмысленным и не препятствует подаче заявки на участие в закупке.
По данному доводу жалоба ИП Шлейко Л.Г. является необоснованной.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении указанной закупки "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ", помимо прочих, заказчиком установлены следующие дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ - "Площадь охлаждения, обогрева - не менее 100 кв.м", "Площадь охлаждения, обогрева - не менее 70 кв.м". Во исполнение требований пунктов 5,6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчиком в извещение о проведении закупки включено обоснование необходимости использования такой информации, а именно "Показатель определяется исходя из специфики товара".
В силу изложенного, Комиссия полагает, что действия заказчика в данном случае не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и жалоба ИП Шлейко Л.Г. по данному доводу является необоснованной.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении указанной закупки "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ" заказчиком установлено требование к году изготовления поставляемого товара - не ранее 2023 года.
Комиссия полагает установление требования к году выпуска поставляемого товара незаконным и необоснованным, поскольку данная характеристика не является технической или качественной характеристикой поставляемого товара, не влияет на его потребительские свойства. Установление требований к году выпуска поставляемого товара может привести к ограничению количества участников закупки и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме в данной части подлежит корректировке в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Жалоба ИП Шлейко Л.Г. по данному доводу является обоснованной.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении указанной закупки "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ" установлено, что все запасные части которые поставщик устанавливает в течении гарантийного периода, должны быть произведены и сертифицированы производителем товара.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", на которое ссылается заявитель в обоснование своей позиции относительно незаконности требования заказчика об обязательной сертификации запасных частей производителем товара, в настоящее время отменено.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" обязательной сертификации подлежат фильтры для очистки из воздуха оборудования кондиционеров (подпункт 14.1 пункта 14 единого перечня).
В силу изложенного, Комиссия полагает, оспариваемое требование заказчика об обязательной сертификации запасных частей производителем товара не противоречащим действующему законодательству.
Жалобу ИП Шлейко Л.Г. по указанному доводу является необоснованной.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении указанной закупки "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ", помимо прочих, заказчиком установлены следующие характеристики товара- "Сенсор движения - да", "Мощность в режиме нагрева - 7 (кВт), "Мощность в режиме охлаждения -
7 (кВт)".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что на рынке отсутствуют модели кондиционеров данной мощности с наличием сенсора движения, то есть извещение о проведении закупки составлено с нарушением требований части 1 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и требует внесения изменений с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сплит-системы кондиционирования настенного типа в рамках оснащения строящегося объекта общеобразовательной школы на 1100 мест по адресу: Владимирская область, Петушинский р-н, г.Покров, ул.Больничный проезд (извещение N 0128300006023000292) по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, котировочной комиссии, оператора электронной площадки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 сентября 2023 г. N 033/06/33-628/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023