Резолютивная часть объявлена 06.09.2023 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 11.09.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей: заказчика - Муниципального казенного учреждения "Городское дорожное строительство и ремонт" городского округа "Город Калининград": Е.А. Рыжовой (по доверенности); уполномоченного органа - Комитета по финансам администрации городского округа "Город Калининград": М.Н. Шкляренко (по доверенности); Е.А Савран (по доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ИП Тожибаева З.П. (вх. N 6613/23 от 31.08.2023) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Городское дорожное строительство и ремонт" Городского округа "Город Калининград" при проведении электронного аукциона, предметом которого являются работы по разработке проектов организации дорожного движения на улично-дорожной сети в границах городского округа "Город Калининград" в 2023 году (извещение N 0335300000223000781) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 31.08.2023 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения об осуществлении закупки.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе ввиду не установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика на заседании Комиссии с доводом жалобы Заявителя согласился, просил признать жалобу обоснованной и выдать обязательное для исполнения допущенного нарушения Закона о контрактной системе предписание.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что дополнительные требования к участникам устанавливаются Заказчиком.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
23.08.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение об осуществлении закупки N 0335300000223000781 с приложениями. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 408 500,00 рублей. Объектом закупки являются работы по разработке проектов организации дорожного движения на улично-дорожной сети в границах городского округа "Город Калининград" в 2023 году.
Согласно пункту 4 Технического задания извещения об осуществлении закупки целью проведения работ является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных её участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Основными задачами разработки проекта организации дорожного движения являются: - обеспечение безопасности участников движения; - упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов; - введение необходимого режима движения в соответствии с категорией улицы, её конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами, в том числе в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, в местах расположения общеобразовательных и культурно-досуговых учреждений; - обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части, выбора ими режима и условий движения; - получение данных о протяженности и техническом состоянии дорог для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации дорожного движения в РФ) мониторинг дорожного движения осуществляется в целях формирования и реализации государственной политики в области организации дорожного движения, оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации дорожного движения, а также в целях обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения.
Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 18.04.2019 N 114 "Об утверждении Порядка мониторинга дорожного движения" предусмотрено, что мониторинг дорожного движения должен проводиться в целях формирования и реализации государственной политики в области организации дорожного движения, оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных владельцев автомобильных дорог по организации дорожного движения, а также в целях обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402).
Пунктом 9 раздела IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 установлено, что в прочие работы по содержанию входят, в том числе:
4) паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений;
5) диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений; аудит безопасности дорожного движения; оценка освещенности автомобильных дорог;
17) работы по организации дорожного движения согласно классификации работ по организации дорожного движения, утвержденной в соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что услуги, входящие в объект рассматриваемой закупки, относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N 2571 утверждены дополнительные требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.2021 года N 2571).
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 года N 2571 установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 18 раздела III Приложения к постановления Правительства РФ от 29.12.2021 года N 2571 установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Комиссией установлено, что в извещении об осуществлении закупки дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии опыта выполнения работ не установлены.
С учетом изложенного, проанализировав представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают требования частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Учитывая тот факт, что допущенное нарушение Закона о контрактной системе нарушает права и законные интересы потенциальных участников закупки, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное казенное учреждение "Городское дорожное строительство и ремонт" Городского округа "Город Калининград" нарушившим части 4, 5 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, комиссии N 1 по осуществлению закупок Уполномоченного органа, оператору электронной площадки (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель комиссии: Н.С. Иванова
Члены комиссии: О.И. Филатов
И.Д. Старжинский
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 11 сентября 2023 г. N 66-кс/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023