Резолютивная часть оглашена
06.09.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок) обращение администрации Советского внутригородского района городского округа Самара (далее - Администрация, Заказчик) о включении сведений об ООО "СК "Кайрос" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории Советского внутригородского района городского округа Самара (извещение N 0342300000119000811 , начальная (максимальная) цена контракта - 2 448 209,18 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, Общества с надлежаще оформленными доверенностями, Уполномоченным органом заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
12.08.2019 между Администрацией и ООО "СК "Кайрос" заключен муниципальный контракт N 811-1943 А на выполнение работ по благоустройству территории Советского внутригородского района городского округа Самара (далее - контракт).
В соответствии с условиями контракта Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по благоустройству сквера по адресу: г. Самара, ул. Партизанская, 177А.
Контрактом предусмотрено, в том числе, выполнение работ по восстановлению стоянок транспортных средств, установке уличных фонарей, а также замене люков смотровых колодцев, установке ограждений, замене и установке бортовых камней.
Срок выполнения работ по контракту 30.10.2019 (п. 7.1 контракта).
Согласно пояснениям Заказчика: "30.01.2020 Администрацией приняты и оплачены работы по замене бортового камня марки БР 100x30x15 на БР 300x60x20 на сумму 134753,90 рублей и по устройству цветного противоскользящего дорожного покрытия на сумму 125631 рублей (копии актов о приемке выполненных работ, платежных поручений прилагаются).
Вместе с тем, по окончании срока, установленного п. 7.1 контракта, работы Подрядчиком были выполнены не в полном объеме и с недостатками, что подтверждается, в том числе претензиями Администрации и жителей вышеуказанной территории.
Требования Администрации об устранении недостатков выполненных работ были оставлены ООО "Кайрос" без исполнения.
Учитывая изложенные обстоятельства, Заказчик обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованиями о расторжении контракта на основании пункта 2 статьи 450 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2021 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2021 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2023 вышеуказанные судебные акты также оставлены без изменения.
В ходе рассмотрения дела суды пришли к выводу о несущественности и устранимости выявленных недостатков выполненных ООО "Кайрос" работ и намерением Подрядчика их устранить.
Судебные инстанции пришли к выводу, что Заказчик вправе обратиться к Подрядчику с требованием об устранении недостатков выполненных работ.
Администрацией в адрес Подрядчика были направлены письма N 18/00-02/1195 от 07.06.2023, N 18/00-02/1359 от 28.06.2023 с предложением в срок до 01.08.2023 устранить недостатки выполненных работ. Указанные претензии получены Подрядчиком, что подтверждается письмом ООО "Кайрос" от 04.07.2023 N 3/0407, а также почтовым уведомлением от 30.06.2023.
В ответе от 04.07.2023 N 3/0407 Подрядчиком предложено провести комиссионное обследование выполненных работ по адресу: г. Самара, ул. Партизанская, 177А.
25.07.2023 при участии представителей Администрации и ООО "Кайрос", Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, председателя ЖСК "Партизанская 177-179" был проведен осмотр, в ходе которого зафиксированы недостатки выполненных работ:
28.07.2023 в адрес Подрядчика повторно направлена претензия с предложением в срок до 07.08.2023 устранить недостатки выполненных работ по Контракту и оплатить штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Ответ на указанную претензию от Подрядчика не поступил, недостатки выполненных работ ООО "Кайрос" не устранил до настоящего времени".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с изложенным, 18.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 18.08.2023, вступило в силу 29.08.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пояснениям Общества: "Подрядчик добросовестно исполнил не только работы в рамках выполнения условий Контракта, но и выполнял гарантийное обязательство надлежащим образом.
05.12.2019 было проведено рабочее совещание с участием жителей близлежащих домов, представителей Заказчика и Подрядчика по приемке качества и объема выполненных работ по благоустройству территории Советского внутригородского района городского округа Самара в рамках Контракта.
По результатам совещания Заказчиком и Подрядчиком было согласовано решение по выполнению дополнительных работ с учетом пожеланий жителей.
Согласно вышеуказанному соглашению необходимо было произвести дополнительные работы, не включенные в перечень обязательных работ по Контракту.
Указанные Заказчиком недостатки были устранены Подрядчиком, а также выполнены дополнительные работы, которые не были включены в предмет Контракта.
Разногласия по выполнению условий Контракты были рассмотрены также ОП N 3 У МВД России по г. Самаре по факту хищения бюджетных денежных средств руководством Подрядчика, по итогам рассмотрения в возбуждении уголовного дела было отказано. Многие выполненные работы, которые не были указаны в Техническом задании, были выполнены за счет Подрядчика, а именно было выполнено укрепление возвышенности парковки, устройства ленивого слива, выкорчевывание пней, покраска ботовых камней (бордюров) и подключение фонарей к электропитанию.
В рамках гарантийного обязательства Обществом были заменены сломанные спец техникой бортовые камни (бордюры), укреплены и окрашены ограждения и установлено одно ограждение дополнительно, на спуске к детской площадке заменены бордюры и заменена часть асфальтобетонного покрытия.
В решении об одностороннем отказе Заказчик указывает, что на объектах выявлено произрастание травы, отсутствует выкрашивание покрытия на участках, а также отсутствуют покрытие бетонного основания антикоррозионным составом.
Вместе с тем, все вышеуказанные обстоятельства, а также иные обстоятельства, схожие по характеру, являются следствием эксплуатации объекта и могут быть устранимы в рамках гарантийных обязательств в течение 5 (лет) с момента сдачи объекта, от которых Исполнитель не отказывается".
Вышеприведенные обстоятельства не позволяют сделать однозначный вывод о недобросовестном поведении Общества при исполнении контракта.
В рамках исполнения контракта Общество выполняло работы, предусмотренные контрактом, а также не включенные в него. Судами трех инстанций установлено, что наличие выявленных недостатков выполненных Исполнителем работ не является безусловным основанием для расторжения Контракта. Выявленные недостатки являются устранимыми и несущественными.
Срок исполнения Обществом гарантийных обязательств по контракту на дату рассмотрения обращения антимонопольным органом не истек.
Ранее обращений о включении сведений об ООО "Кайрос" в Реестр недобросовестных поставщиков в Самарское УФАС России не поступало.
В единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Кайрос" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "СК Кайрос" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 сентября 2023 г. N РНП-63-213
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023