Резолютивная часть оглашена
12.09.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: председатель комиссии - руководитель Самарского УФАС России Л.Л.Пак, члены комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России Е.А.Смирнова, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Самарского УФАС России М.А.Казанцева,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ИП Золотухина С.Г. на положения извещения о проведении аукциона в электронной форме, приложений к нему на поставку медицинских изделий для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (извещение N 0142200001323018756, начальная (максимальная) цена контракта - 10 850 672,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, а именно при описании позиций технического задания 1-4 Заказчик указал характеристики и показатели, которые соответствуют единственному производителю - Panther, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобы, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика, закупка на поставку медицинского изделия "Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования" сформирована в целях обеспечения потребности Заказчика для оказания хирургической помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и установленных Правил использования каталога Заказчик обязан применять описание объекта закупки, предусмотренное федеральным каталогом товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также номенклатурной классификацией медицинских изделий, предусмотренной Росздравнадзором.
Согласно ч. 5 Правил при использовании КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, с их обязательным обоснованием.
Так, в состав закупки включены 4 позиции спецификации, имеющие соответствующий код позиции федерального каталога ТРУ:
Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования -32.50.13.190-00007432.
Помимо указанных в КТРУ характеристик, Заказчиком установлены дополнительные характеристики.
Описание дополнительных характеристик необходимых медицинских изделий обусловлено спецификой деятельности учреждения для оказания медицинской помощи, в том числе, с учетом имеющегося медицинского оборудования.
Кроме того, совокупность дополнительных характеристик, установленных Заказчиком к медицинскому изделию, позволяет обеспечивать выполнение клинически обоснованных оптимальных для пациента хирургических манипуляций.
Для этих целей при описании медицинского изделия "Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования" установлены дополнительные характеристики с минимальными, максимальными и не изменяемыми значениями показателей и их обоснованием.
Медицинские изделия, требуемые к поставке, выделены в отдельный лот, Заказчиком в состав лота не включены какие-либо иные медицинские изделия с другим описанием, что позволяет Заказчику устанавливать в описании объекта закупки значимые требования к характеристикам товара даже с учетом наличия на рынке только одного производителя, осуществляющего производство подходящих под совокупность требований извещения медицинских изделий. Данная позиция подтверждается решением УФАС по г. Москве от 20.06.2023 г. по делу N 077/06/106-8039/2023, решением Санкт-Петербургского УФАС России от 10.01.2023 г. по делу N 44-31/23.
Заявителем жалобы не предоставлены доказательства невозможности его участия в закупке.
Запросов разъяснений от иных участников закупки не поступало.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что цены на закупаемые Заказчиком медицинские изделия согласно информации из ЕИС по РФ выше, чем цены, указанные в коммерческих предложениях по рассматриваемой закупке. Данное обстоятельство способствует достижению Заказчиком установленной Законом о контрактной системе цели эффективного использования бюджетных средств.
Учитывая изложенное, данный довод жалобы признается необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Золотухина С.Г. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 сентября 2023 г. N 415-9987-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2023