На основании уведомления о проведении внеплановой проверки (исх. N 8489/23 от 21.08.2023 г.) с поступившей жалобой ООО "Феникс-Орто" (вх.N 11498-ЭП/23 от 04.08.2023 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края (изв.N 0256100000123000314).
Продолжительность проверки: с 25.08.2023 г. по 07.09.2023 г.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края (изв. N 0256100000123000314).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0256100000123000314 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.07.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 219 086,90 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 04.08.2023 г.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (ч. 46 ст. 12 Закона N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51819-2022 "Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определения" протезирование конечностей рассматривается как процесс, заключающийся в проведении комплекса медицинских, технических, производственных и организационных мероприятий, направленных на частичное восстановление опорно-двигательных функций и/или устранение косметических дефектов верхних и нижних конечностей пациентов с помощью протезов конечностей.
Согласно п. 5.2.2 ГОСТ Р 53870- 2021 "Услуги по протезированию нижних конечностей. Состав, содержание и порядок предоставление услуг" Услуги по протезированию должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52877-2007, подраздел 5.4, и настоящего стандарта.
В п. 4.8 "ГОСТ Р 53870-2021 услуги по протезированию, оказываемые протезно-ортопедическим предприятием с медицинскими отделами и стационарами, лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями со специализированными центрами типового, сложного и атипичного протезирования, относятся к услугам по медицинской реабилитации.
Согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 56137-2021 "Протезирование и ортезирование. Контроль качества протезов и ортезов нижних конечностей с индивидуальными параметрами изготовления" изделие, изготовленное по заказу пользователя (пациента) в соответствии с назначением медицинского работника и предназначенное исключительно для компенсации ограничений жизнедеятельности конкретного пользователя.
Таким образом, при изготовлении индивидуальных изделий необходим осмотр конечного потребителя квалифицированным специалистом - врачом - ортопедом, который может определить параметры специальных ортопедических деталей изделия и выбрать конструкцию и материал изготовления, учитывая не только антропометрические данные, но и другие определенные медицинские параметры получателя изделия (например, непереносимость материалов).
Таким образом, протезы следует изготавливать по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и непосредственно для его личного пользования по нескольким причинам, в том числе:
- анатомическое строение определенной конечности или всего тела инвалида особенно, что не позволяет использовать стандартный вид изделия;
- антропометрические данные инвалида нестандартны и неповторимы, что вызывает несоответствие готового изделия серийного производства;
- невозможно провести корректировки серийного изделия при индивидуальной подгонке для конкретной патологии;
- индивидуально изготовленное изделие всегда наиболее полно соответствует своему назначению и четко выполняет свою функцию.
Индивидуальное изготовление подразумевает контроль качества индивидуально изготавливаемых изделий Исполнителем с последующей оценкой результатов протезирования и реабилитации. Выдача изделий должна осуществляться также квалифицированным специалистом - врачом-ортопедом, поскольку потребителя следует как обучить пользованию изделием, так и оценить качество оказанной протезноортопедической помощи, удостовериться в соответствии изделия антропометрическим данным.
При этом, изготовление протеза без привлечения сторонней организации, подразумевает, что Исполнитель государственного контракта лично проводит прием инвалида, осматривает его с учетом сопутствующих заболеваний, особенностей патологии, антропометрических данных, социального статуса, снимает слепки усеченного сегмента, изготавливает протез, лично примеряет и осуществляет индивидуальную подгонку изделия с учетом вышеперечисленных фактов. В свою очередь, в случае распределения различных этапов исполнения контракта (участие в аукционе, снятие слепка (изготовление негатива) усеченного сегмента, изготовление протеза, выдача изделия, его подгонка) между различными организациями, высок риск утери индивидуальных особенностей инвалида, в связи с чем, он может быть обеспечен изделием, не соответствующим его потребностям в полной мере.
Кроме того, увеличивается срок исполнения контракта, и возникает необходимость повторных обращений инвалида в организацию, изготавливающую протез, для повторных примерок и подгонки готового изделия. Кроме того, в состав услуг по протезированию входят, в том числе, оперативная и консервативная подготовка к протезированию, снятие слепка (изготовление негатива) усеченного сегмента, его примерка и подгонка, примерка, установка, подгонка креплений протеза, пробная носка. Оказание данных услуг без участия врача-специалиста (травматолога-ортопеда) невозможно.
Без проведения медицинских осмотров, обследований пациента, постановки диагноза, составления акта медико-технической комиссии, оперативной и консервативной подготовки к протезированию, снятия слепка, предшествующих протезированию и завершающих его, невозможно:
- сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии у пользователя медицинских противопоказаний к протезированию;
- оценить то, насколько протез, изготовленный по индивидуальному заказу для конкретного пользователя, соответствует потребностям данного пользователя и достигнута ли при этом цель реабилитации; - проводить мониторинг (наблюдение) за ходом оказания услуг по протезированию;
- оценить качество протезирования нижних конечностей.
Согласно приложению N 1 к извещению о проведении закупки требования к качеству, безопасности и результатам работ: Выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище содержит комплекс медицинских, технических и социальных мероприятий, проводимых с инвалидами (осмотр врача, снятие слепков, замер, подбор и выбор конструкции протезно-ортопедических изделий), имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата травматологического, ортопедического и иного характера заболеваний и обеспечивать компенсацию утраченных функций организма и неустранимых анатомических дефектов и деформаций. Аппараты на нижние конечности и туловище отвечают требованиям ГОСТ Р 52770-2016, ГОСТ Р 51632-2021. Выполнение работ по обеспечению инвалидов аппаратами на нижние конечности и туловище соответствует назначениям органов медико-социальной экспертизы. При использовании изготовленных аппаратов на нижние конечности и туловище инвалиды не испытывают болей, избыточного давления, обуславливающих нарушения кровообращения. Работы по обеспечению инвалидов аппаратами на нижние конечности и туловище следует считать выполненными, если у инвалида восстановлена опорная и двигательная функции, созданы условия для предупреждения развития деформации или благоприятного течения болезни.
В разделе "Требования к качеству, безопасности и результатам работ" приложения N 1 к извещению о проведении закупки также предусмотрено, что выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище для инвалидов осуществляется Участником закупки лично, без привлечения соисполнителя. Участник закупки имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии (с местом осуществления лицензируемого вида деятельности на территории г. Перми) (п. 46. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "СКОЛКОВО")).
Кроме того, требование о необходимости предоставления Исполнителем лицензии на осуществление медицинской деятельности включено в условие проекта контракта (п. 5.1.3).
Комиссия отмечает, что с 01.01.2021 г. выдача лицензии на бумажном носителе отменена в пользу записи в реестре лицензий, которая становится юридически значимой.
С 01.01.2021 г. бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии. В связи с тем, что подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий, участник закупки может представить сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления. При этом проверить наличие у лицензиата такой лицензии можно непосредственно на сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором в соответствии с Законом N 99-ФЗ должны размещаться сведения из реестра лицензий.
Таким образом, после 01.01.2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 01.01.2021 г., является запись в реестре лицензий.
Аналогичная позиция выражена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N Д24и-12191.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении электронного аукциона установлены следующие требования к участникам закупки:
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в извещении не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии.
Кроме того, проанализировав требования к содержанию и составу заявки (приложение N 3), Комиссией установлено, что требование о предоставлении в составе заявки сведений о регистрационном номере лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии не установлено.
Исходя из изложенного, на этапе исполнения контракта Исполнитель должен обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии. Также, исходя из извещения и приложения к нему, запрещается привлекать соисполнителей для оказания услуг.
Таким образом, требования к участникам закупки, а также к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение N 3) не коррелируют с требованиями к качеству, безопасности и результатам работ (приложение N 1), что может привести к нарушению прав участников закупки, а также к дальнейшему уклонению Победителя от подписания проекта контракта или расторжению контракта в одностороннем порядке в связи с отсутствием у Исполнителя соответствующей лицензии.
Следовательно, в действиях Заказчика, не установившего требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии усматривается нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Как указано ранее, с учетом потребности Заказчика, местом осуществления лицензируемого вида деятельности по данной закупки является территория г. Перми.
Учитывая, что потребность Заказчика выражается в услугах, а именно медицинских осмотрах, обследований пациента, постановки диагноза, составления акта медико-технической комиссии, оперативной и консервативной подготовки к протезированию, снятия слепка, оказание которых возможно только медицинской организацией, а также учитывая потребность Заказчика в оказании требуемых ему услуг в населенном пункте, где он находится, Комиссия не находит нарушений в действиях Заказчика при установлении требования к месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.08.2023 NИЭА1 победителем закупки признано ООО "Ортопедия".
18.08.2023 г. - между Заказчиком и ООО "Ортепедия" заключен контракт N 617/2023 на сумму 1 017 937,38 руб.
ВЫВОД:
1. В действиях Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края (изв. N 0256100000123000314) нарушений Закона о закупках имеется нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
2. Предписание не выдавать, поскольку заключен контракт.
3. Передать материалы настоящей внеплановой проверки должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 сентября 2023 г. N 185 (ключевые темы: участники закупок - лицензируемые виды деятельности - медицинская деятельность - электронный аукцион - лицензиат)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023