Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу АО "ББ Групп" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Клинический кардиологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (изв.N 0356200001823000360),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200001823000360 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.08.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 500 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 01.09.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены положения постановления Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 102), поскольку часть товаров, приобретаемых согласно Техническому заданию, содержаться в перечне N 1, 2 к ПП РФ N 102, а на часть товаров ограничения, предусмотренные ПП РФ N 102 не распространяются. Так, Заявитель указывает, что позиции 11, 19-23 лота включены в перечень N 1 к ПП РФ N 102, позиции N 9, 29 включены в перечень N 2 к ПП РФ N 102, позиции 1-8, 10, 12-18, 24-28 не включены в перечень 1 и/или 2 к ПП РФ N 102.
В письменных пояснениях, Заказчик указал, что ограничения, предусмотренные ПП РФ N 102, не распространяются на товары, приобретаемые в рамках закупки, поскольку наименование таких товаров не совпадает с наименованием, указанным в перечнях N 1 и 2 к ПП РФ N 102.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о закупках, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках. При проведении предусмотренных Законом о закупках электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона о закупках соответственно.
В соответствии с пп. "а", "д" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается:
- код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования;
- справочная информация:
1) коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
2) информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Во исполнение ст. 14 Закона о закупках Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 102), а также приказ Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н).
В силу п. 1 ПП РФ N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В соответствии с п. 2(2) ПП РФ N 102 установлено, что:
- для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него;
- для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
Согласно п. 4 ПП РФ N 102 установленные ПП РФ N102 ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, не применяются в следующих случаях:
- размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу настоящего постановления;
- осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
Так, согласно примечанию к перечню N 1 ПП РФ N 102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
В примечании к перечню N 2 ПП РФ N 102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться указанными в соответствующих подразделе и пункте данного перечня классификационными признаками медицинского изделия, применимыми к закупаемому медицинскому изделию, а также кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и (или) кодами вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (НКМИ). Классификационные признаки медицинского изделия, указанные в каждом подразделе данного перечня, распространяются на все пункты данного подраздела. Для медицинских изделий, соответствующих классификационным признакам, указанным в настоящем перечне, допускается классификация кодами ОКПД 2, указанными в применимом к продукции подразделе.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении закупки N 0356200001823000360 объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения.
Так, согласно Техническому заданию Заказчиком приобретаются изделия медицинского назначения, в частности:
- позиции N 1-5: Катетер баллонный для тромбэктомии (позиция КТРУ: 32.50.13.110-02284, 32.50.13.110-02310, 32.50.13.110-02340, 32.50.13.110-02368);
- позиции N 6-7: Клинок для ларингоскопа, одноразового использования (позиция КТРУ: 32.50.13.190-00007686);
- позиция 9: Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, стерильный (позиция КТРУ 32.50.13.190-00006898);
- позиция N 10: Набор для выполнения клизмы (позиция КТРУ 22.19.71.190-00000064);
- позиция N 11: Стилет для воздуховода, одноразового использования (позиция КТРУ 32.50.13.190-00007461);
- позиции N 13-15: Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования (позиция КТРУ 32.50.13.110-00005159);
- позиции N 16-18: Катетер для периферических сосудов (позиция КТРУ 32.50.13.110-00004593);
- позиции N 19-21: Катетер уретральный для однократного дренирования (позиция КТРУ 32.50.13.190-00006894);
- позиции N 22-23: Катетер уретральный постоянный для дренажа (позиция КТРУ 32.50.13.190-00006892);
- позиции N 24-26: Устройство для дренирования (позиция КТРУ N 32.50.13.110-00005078);
- позиция N 27: Аппарат искусственной вентиляции легких ручной, многоразового использования (позиция КТРУ 32.50.21.122-00000041);
- позиция N 28: Аппарат искусственной вентиляции легких, ручной, одноразового использования (позиция КТРУ 32.50.21.122-00000002);
- позиция N 29: Фильтр бактериальный для медицинских газов, нестерильный, одноразового использования (позиция КТРУ 32.50.13.190-00007301).
Проанализировав Техническое задание, перечни к ПП РФ N 102, Комиссия относительно позиций N 1-8, 10-18, 19-28 Технического задания поясняет, что в отношении данных позиций не распространяются положения ПП РФ N 102, поскольку в данном случае совпадает лишь код ОКПД2. При этом такие наименования видов медицинских изделий, например, стилет для воздуховода, одноразового использования, набор для выполнения клизмы, катетер инфузионный для периферических сосудов в перечнях к ПП РФ N 102 отсутствуют.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что позиции N 9, 29 Технического задания включены в перечень N 2 к ПП РФ N 102, поскольку в данном случае, помимо кода ОКПД2 и кода вида медицинского изделия - 156370, 318730, совпадает также классификационные признаки медицинского изделия.
Так согласно справочной информации позиции КТРУ 32.50.13.190-00006898 указанное медицинское изделие описывается так: "Стерильный гибкий пластиковый мешок, разработанный для присоединения к мочевому катетеру или уропрезервативу для сбора выделенной пациентом мочи; изделие выпускается с отверстием для дренажа мочи. Изделие не фиксируется непосредственно на пациенте. Это изделие для одноразового использования.". По позиции КТРУ 32.50.13.190-00007301 установлено следующее описание: "Нестерильное изделие, предназначенное для удаления микроорганизмов из медицинских газов для предотвращения воздействия на пациента в процессе дыхания, анестезии и/или эндоскопии; оно не имеет других дополнительных функций. Фильтр помещен в небольшой пластиковый корпус и может также фильтровать другие мелкие частицы. Это изделие одноразового использования."
Комиссия отмечает, что Заказчик не смог указать, каким условиям примечания к перечню N 2 к ПП РФ N 102 не соответствуют товары по позиции N 9, 29. При этом, указанное описание, по мнению Комиссии в данном конкретном случае, позволяет соотнести классификационные признаки медицинского изделия. Следовательно, медицинские изделия позиции N 9, 29 включены в перечень N 2 к ПП РФ N 102.
Таким образом, в отношении позиций N 9, 29 должны ограничения, предусмотренные ПП РФ N 102, включение Заказчиком в один лот закупки медицинских изделий, не включенных в перечень N 1 и/или N 2, и медицинских изделий, включенных в перечень N 2 к ПП РФ N 102, не соответствует требованиям п. 2(2) к ПП РФ N 102.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ББ Групп" на действия ГБУЗ ПК "Клинический кардиологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (изв.N 0356200001823000360) обоснованной в части включения в один лот закупки медицинских изделий, включенных в перечень N 2 к ПП РФ N 102 и не включенных в перечень N 1 и/или N 2 к ПП РФN 102.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 сентября 2023 г. N 13091/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2023