Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Галаго дизайн" (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПК "Центр информационного развития Пермского края" (далее - Заказчика), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по сопровождению и эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы "Социальный регистр населения" (изв.N 0156200009923000852),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000852 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по сопровождению и эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы "Социальный регистр населения".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.06.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 24 000 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 11.09.2023 г.
Заявитель полагает, что принятие к оценке по показателю оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" договоров на поддержание и/или поддержка и/или сопровождение государственных и/или региональных информационных систем обеспечения предоставления социальных услуг и/ или социальной поддержки и/или социальной помощи ограничивает потенциальное количество участников закупки, поскольку Техническое задание включает в себя работы по сопровождению информационных систем Пермского края с услугами, для оказания которых не требуется наличие специальных знаний в области обеспечения предоставления социальных услуг и/ или социальной поддержки и/или социальной помощи. Достаточным опытом будет опыт по сопровождению информационных систем.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика указал, что Закон о закупах, постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604) позволяют Заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке, в том числе определять содержание нестоимостного критерия оценки заявок участников закупки исходя из своих потребностей, в рамках законодательства о контрактной системе. Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме (изв. N0156200009923000852) критерии оценки установлены Заказчиком в приложении "Порядок оценки заявок по критериям" (далее - Порядок). Порядком установлен критерий "Квалификация участников закупки" содержащий показатель "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта". В качестве одного из детализирующих показателей к вышеупомянутому показателю установлен: "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров". К оценке по данному детализирующему показателю принимаются договоры на поддержание и/или поддержку и/или сопровождение государственных и/или региональных информационных систем обеспечения предоставления социальных услуг и/ или социальной поддержки и/или социальной помощи. Как было отмечено ранее, установление вышеупомянутого критерия и его показателей, допускается положениями п. 24, 28 ПП РФ N2604 и является правом Заказчика. Применение оспариваемого критерия соответствует действующему законодательству и не ограничивает конкуренцию, поскольку не ограничивает возможность участия в закупке участников, не имеющих указанный опыт. Вместе с тем, Заказчиком оценивается опыт именно сопоставимого характера и объема, поскольку такая оценка подразумевает участие в закупке потенциальных исполнителей, готовых справиться с объемом и спецификой необходимых к оказанию услуг. Стоит отметить, что Заявитель в тексте своей жалобы аналогичным образом указывает на то, что, основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки. Несмотря на то, что, по мнению Заявителя, необходимые к оказанию Заказчику услуги носят типовой характер, сам объект (Единая автоматизированная информационная система "Социальный регистр населения"), в отношении которого эти услуги оказываются, не является типовым. Единая автоматизированная информационная система "Социальный регистр населения" используется для оказания более 50 видов государственных услуг для льготных категорий граждан и автоматизации всех региональных социальных выплат. Также, в системе автоматизированы все процессы работы социальной защиты, которые в свою очередь взаимосвязаны с другими функциональностями как самой системы, так и внешними системами (например, "Федеральный реестр инвалидов" или федеральная государственная информационная система социального обеспечения). При оказании услуг по сопровождению данной системы опыт оказания услуг в области обеспечения предоставления социальных услуг и/ или социальной поддержки и/или социальной помощи позволит наиболее качественно и своевременно оказывать услуги, связанные с поддержкой пользователей и решением инцидентов, обеспечивать непрерывность и бесперебойность работы критически важной информационной системы для Пермского края. Применение оспариваемого критерия соответствует действующему законодательству и не создает преимуществ каким - либо конкретным участникам, а направлены на определение победителя конкурса, который наиболее соответствует потребностям Заказчика при оказании услуг по предмету закупки исходя из конкурсных предложений участников закупки.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа указал, что в соответствии с п. 2.2.1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предмет договора (договоров), оцениваемый по данному детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя (подрядчика, поставщика): поддержание и/или поддержка и/или сопровождение государственных и/или региональных информационных систем обеспечения предоставления социальных услуг и/ или социальной поддержки и/или социальной помощи. Единая автоматизированная информационная система "Социальный регистр населения" (далее - Система) является специфической государственной информационной системой, посредством использования которой оказывается более 50 видов государственных услуг для льготных категорий граждан и автоматизации всех региональных социальных выплат, в том числе выплат Центра занятости населения. В соответствии с п. 3.1 Технического задания система создана с целью автоматизации деятельности Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство), государственных организаций социального обслуживания Пермского края, ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края", ГКУ "Центр занятости населения Пермского края" и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, в том числе в части следующих процессов: ведение регионального регистра лиц, имеющих право на получение мер государственной социальной помощи и поддержки; регистрация выдачи документов о праве на льготы; назначение, расчет и осуществление периодических и единовременных выплат социальных пособий, компенсаций и т. д. Пунктом 3.3 Технического задания определен перечень функциональных компонентов Системы, имеющих социально-обеспечительную направленность, например, подсистема выплат, подсистемы социального обслуживания и социального сопровождения, подсистема "Содействие занятости". Учитывая изложенное, цели и структура Системы, которую необходимо сопровождать в рамках контракта, коррелируют с предметом оценки по конкурсным критериям, и имеют направленность в сфере социальной защиты населения. В силу пункта 3.2 Технического задания пользователями Системы являются государственные гражданские служащие и сотрудники Министерства; сотрудники территориальных органов Министерства, сотрудники подведомственных Министерству организаций, осуществляющих деятельность в сферах предоставления гарантий социальной защиты отдельным категориям населения Пермского края по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи, содействия занятости населения, а также муниципальные гражданские служащие и сотрудники органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. В рамках оказания услуг по сопровождению Системы исполнителю (контакт-центр) необходимо выполнять перечень мероприятий по поддержке пользователей, в том числе осуществлять обработку Обращений (решение или эскалация) в рамках своей компетенции согласно документу "Единый регламент оказания услуг"; информирование пользователя о ходе решения его Обращения; мониторинг своевременного решения Обращений, в том числе переданных в Центр компетенций и Рабочей группе; доведение до пользователей документации по Системе, необходимой им в работе; массовое оповещение пользователей, в том числе о предстоящих регламентных работах (п. 4.2.2.1 ТЗ). При указанных условиях исполнять обязан организовать качественное взаимодействие с пользователями Системы, являющимися уполномоченными должностными лицами государственных и муниципальных органов социальной поддержки населения по предмету их обращений. Разрешение проблемных вопросов, которые могут содержаться в таких обращениях, помимо опыта по техническому сопровождению и администрированию государственных информационных систем требует наличие у исполнителя профессиональных компетенций в области применения законодательства, регулирующего отношения по социальному обеспечению населения в информационной среде, с учетом повсеместной автоматизации процессов реализации государственной социальной политики. Так, в соответствии с п. 4.2.2.1 ТЗ в рамках услуги по поддержке пользователей специалисты СТП Исполнителя должны производить решение заявок, зарегистрированных Исполнителем в СУИ ПК с типом "Обращение", поступивших от пользователей Системы, от Заказчика, Функционального заказчика. В соответствии с таблицей 8 пункта 4.2 ТЗ обращение, не являющееся Инцидентом, содержащее запрос на консультирование; предоставление информации о Системе и ее функциях; на методическую поддержку по процессам обработки данных (в том числе, методики расчетов компенсаций, субсидий и других выплат ); на предоставлении документации на Систему решается в рамках оказания услуги по поддержке пользователей Системы (п. 4.2.2.1 настоящего ТЗ). Кроме того, в соответствии с подп. 6 п. 4.2.1 ТЗ исполнитель должен организовать бесперебойное функционирование выделенного бесплатного (для пользователей) номера телефона службы технической поддержки Исполнителя для приема заявок. С учетом изложенных требований Технического задания исполнитель в ходе выполнения контракта обязан обеспечивать своевременное рассмотрение обращений пользователей Системы, в том числе касающихся методики расчетов компенсаций, субсидий и других выплат, содержащихся в нормативных правовых актах федерального и регионального уровня, перечень которых приведен в приложение Е к ТЗ. Без наличия знаний широкого спектра законодательства в сфере социального обеспечения и какого-либо опыта по обслуживанию информационных систем в рассматриваемой сфере невозможно оказать качественное решение заявок пользователей Системы и соответственно надлежащим образом исполнить условия контракта. Таким образом, описание объекта оспариваемой закупки предполагает наличие у исполнителя опыта исполнения договоров по поддержанию и/или поддержке и/или сопровождению государственных и/или региональных информационных систем обеспечения предоставления социальных услуг и/ или социальной поддержки и/или социальной помощи, что по сопоставимости соответствует запрашиваемому в конкурсных критериях опыту. В связи с этим, установленный Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в части оспариваемой сопоставимости засчитываемого опыта соответствует требованиям Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604. Кроме того, подтверждение опыта участника закупки согласно оспариваемому порядку оценки не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, в то время как к участию в закупке может быть допущено любое лицо независимо от подтверждения опыта исполнения сопоставимых с предметом контракта работ (услуг).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В п. 1 ПП РФ N 2604 указано, что ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 ПП РФ N 2604: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о закупках, и в соответствии с ПП РФ N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" п. 28 ПП РФ N 2604, осуществляется в порядке, установленном п. 20 и 21 ПП РФ N 2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим п. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, п. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 ПП РФ N 2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009923000852 объектом закупки является оказание услуг по сопровождению и эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы "Социальный регистр населения".
Так, согласно п. 3.1 "Краткая характеристика Системы" Технического задания единая автоматизированная информационная система "Социальный регистр населения" является государственной информационной системой, обеспечивающей реализацию полномочий Министерства социального развития Пермского края (далее - Минсоц ПК) в соответствии с Положением о Минсоц ПК. Система создана с целью автоматизации деятельности Минсоц ПК, государственных организаций социального обслуживания Пермского края, государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" (далее - ЦСВ), государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края (далее - ЦЗН) и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в части следующих процессов, в частности:
- ведение регионального регистра лиц, имеющих право на получение мер государственной социальной помощи и поддержки;
- назначение, расчет и осуществление периодических и единовременных выплат социальных пособий, компенсаций и субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе с учетом доходов и нуждаемости получателей, а также вознаграждений приемным родителям, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края;
- учет и осуществление контроля предоставления социальных услуг в организациях социального обслуживания (поставщиков социальных услуг), включая формирование и ведение реестров поставщиков и получателей социальных услуг, формирование индивидуальной программы предоставления социальных услуг для граждан;
- оказание государственных услуг (муниципальных) в сфере социальной защиты и содействия занятости, в том числе в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края;
- ведение картотеки личных дел в электронном виде для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, социальной поддержки и иных социальных выплат;
- передача документов в информационную систему "Централизованная система хранения электронных документов, обеспечивающая долговременное хранение массивов электронных документов в неизменном состоянии в Пермском крае" для обработки и хранения;
- загрузка документов из информационной системы "Централизованная система хранения электронных документов, обеспечивающая долговременное хранение массивов электронных документов в неизменном состоянии в Пермском крае" по запросу;
- мониторинг и анализ данных о предоставлении государственных (муниципальных) услуг в сфере социальной защиты и содействия занятости населения;
В соответствии с п. 4.2 " Требования к составу и содержанию услуг" Технического задания предусмотрены следующие этапы оказания услуг:
Этап |
Услуги |
Этапы N 1-3 |
Услуга по поддержке пользователей |
Услуга по решению инцидентов | |
Услуга по мониторингу и обеспечению доступности и работоспособности (производительности) Системы | |
Услуга по регламентному обслуживанию | |
Услуга по администрированию баз данных Системы | |
Услуга по обеспечению обновления Системы |
В рамках оказания каждой из услуг на Этапах N 1-3 должна обеспечиваться обработка заявок, включающая процессы регистрации заявок в СУИ ПК и решения заявок в соответствии с требованиями настоящего ТЗ.
Так в обязанности исполнителя по сопровождению (обслуживанию) информационной системы входят такие услуги, например:
- исполнитель в рамках оказания услуги по решению инцидентов должен осуществлять мониторинг переполнения основных очередей и наличия необработанных сообщений в очередях для ошибок (.bk), созданных для ЕАИС Соцрегистр и размещенных в контуре ЕЦСП ГМУ ПК. Факт переполнения основных очередей или наличие необработанных сообщений в очередях для ошибок является основанием для фиксации Инцидента Исполнителем. Периодичность выполнения Исполнителем данных работ должна быть согласована с Заказчиком и зафиксирована в документе "Единый регламент оказания услуг";
- в случае возникновения нарушения работоспособности Системы, вследствие которого необходимо восстановление данных из резервных копий, Исполнитель должен обеспечить восстановление информации из резервной копии. Восстановление данных из резервной копии должно производиться в сроки, соответствующие приоритету Инцидента;
- в рамках оказания услуги по мониторингу и обеспечению доступности и работоспособности (производительности) Системы Исполнитель должен: - осуществлять мониторинг доступности и работоспособности (производительности) Системы в соответствии с актуализированным Комплектом документов для постановки ИС на мониторинг, заполненным в соответствии с выбором системы мониторинга Заказчика или системы мониторинга Исполнителя и учетом ее функциональных и технических возможностей; обеспечить режим работы (доступность) Системы в соответствии с требованиями, указанными в Приложении А к настоящему ТЗ (Таблица А.2); обеспечить работоспособность (производительность) Системы в соответствии с требованиями, указанными в Приложении А к настоящему ТЗ (Таблица А.8).
Также, согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009923000852 критерии оценки установлены в приложении "Порядок оценки заявок по критериям".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 30 %), являются критерии "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 40 %), "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 30 %)
Критерий "Квалификация участников закупки" содержит следующие показатели "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом конкурса", "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В качестве детализирующих показателей к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом конкурса" являются:
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принимаются договоры, оцениваемые по данному детализирующему показателю, сопоставимые* с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Под договором сопоставимым с предметом контракта понимается договор на поддержание и/или поддержка и/или сопровождение государственных и/или региональных информационных систем обеспечения предоставления социальных услуг и/ или социальной поддержки и/или социальной помощи.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный контракт (договор);
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого контракта (договора);
- реестровый номер контракта (договора) с сайта zakupki.gov.ru (при наличии)
при этом:
1) последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания подачи заявок;
2) к оценке принимается исполненный участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договор, в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Законом N44-ФЗ;
3) к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов;
4) к оценке принимается исключительно исполненный договор, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Комиссия отмечает, что Закон о закупах позволяет заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
В соответствии со статьей 13 Федерального закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149) Информационные системы включают в себя:
1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
3) иные информационные системы.
Согласно статье 14 ФЗ N149 государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Следовательно, деятельность, в отношении государственных систем регулируется государством на федеральном и региональном уровнях, то есть государственные системы включают в себя федеральные и региональные информационные системы.
Пунктом 1 приказа Министерства информационного развития и связи Пермского края N 20-01-01-97 от 25.08.2022 г., (далее соответственно - Министерство, Приказ) утвержден перечень информационных систем, в отношении которых Министерство осуществляет функции по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, выводу эксплуатации (далее - Перечень).
В силу положений пункта 2 Приказа информационные системы, включенные в Перечень являются государственными информационными системами и на данные системы распространяются требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденные Постановлением Правительства от 6 июля 2015 г. N 676 (далее - Постановление N676).
Постановлением N676 утверждены требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации осуществляемых органами государственной власти, в том числе федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, иными государственными органами в целях повышения эффективности реализации.
В рамках исполнения контракта оказываются услуги по сопровождению (обслуживанию) информационной системы. В обязанности исполнителя не входит предоставление государственных услуг, оказание которых возложено на Минсоц ПК. Кроме того, Комиссия признает заслуживающим внимания довод заявителя о том, что по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" порядком оценки заявок не предъявлены требования к наличию квалификации в социальной сфере: оказание социальных услуг и/ или социальной поддержки и/или социальной помощи.
Следовательно, в данном случае опыт по обслуживанию любой государственной или региональной информационной системы будет являться сопоставимым с объектом закупки.
Устанавливая принадлежность предмета оценки к конкретной области, а также к конкретным услугополучателям, Заказчик лишает возможности участников, обладающих опытом по оказанию аналогичных услуг по сопровождению (обслуживанию)государственных информационных систем, права на справедливую и честную конкуренцию в рамках конкретной закупки. Соответственно, участники не имеют возможности конкурировать за победу в процедуре Закупки при наличии объективного опыта выполнения работ.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установившего критерии оценки заявок, установлено нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
На основании ст. 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Галаго дизайн" на действия ГБУ ПК "Центр информационного развития Пермского края", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по сопровождению и эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы "Социальный регистр населения" (изв.N 0156200009923000852) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения доводов жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 сентября 2023 г. N 13164/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023