Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия
рассмотрев обращение (вх. N 13336/23) Управления имущественных и земельных отношений администрации Уинского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Туманяна Г.А.. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт квартиры по адресу: с. Уинское, ул. Пролетарская, д.4, кв.1 (изв. N 0356500001423002789).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001423002789, Заказчиком проводился электронный аукцион на текущий ремонт квартиры по адресу: с. Уинское, ул. Пролетарская, д.4, кв.1. Начальная (максимальная) цена контракта 74 329,01 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 11.09.2023 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 13.09.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
17.07.2023 г. между Заказчиком и ИП Туманянаом Г.А. (далее - Подрядчик) заключен контракт N 0356500001423002789 на текущий ремонт квартиры по адресу: с. Уинское, ул. Пролетарская, д.4, кв.1. (далее - Контракт) на сумму 74 329,01 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 23.08.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: Текущий ремонт квартиры по адресу: с. Уинское, ул. Проле-тарская, д.4, кв.1 (далее - работа).
1.2. Подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и опла-тить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Кон-трактом.
1.3. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Кон-тракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала выполнения работ: с даты заключения Контракта (срок начала вы-полнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания выполнения работ: 20 рабочих дней c даты заключения Контракта
1.6. Место выполнения работ: Согласно техническому заданию.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что: - Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контракт-ной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемо-го Заказчику при выполнении закупаемых работ); - при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
8.5.3. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.5.4. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления подрядчика является 23.08.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 05.09.2023 г.
Информация об ИП Туманяне Г.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 05.09.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В соответствии с п. 1.5. муниципального контракта срок окончания выполнения работ по контракту: 20 рабочих дней с даты заключения Контракта. По состоянию на текущую дату работы не выполнены.
Заказчиком была проведена предварительная проверка выполнения работ по контракту, сделан фотоотчет.
В связи с тем, что Подрядчиком не исполнены обязательства по контракту N 0356500001423002789 от 17.07.2023 г., Заказчиком 23.08.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В предоставленных пояснениях, ИП Туманян Г.А. обращает внимание на то, что не отказывался от исполнения Контракта.
Так, Подрядчик сообщает, что оконные конструкции по указанному контракту являются не стандартными и не приобретаются из наличия, а производятся под заказ, а соответственно требуют дополнительного времени для их производства.
В связи с нестандартными размерами, а также с высокой загруженностью производства в строительный сезон готовность конструкций и их поставка назначена производителем на 09.09.2023 г.
ИП Туманян Г.А. сообщает, что готов осуществить установку оконных конструкций и произвести сопутствующие отделочные работы в течении 2-3 рабочих дней после готовности и поставки оконных конструкций, то есть к 12.09.2023 г.
Подрядчик также пояснил, что известил об этом Заказчика 24.08.2023 года посредством электронной почты.
При этом Подрядчик обозначил готовность выполнить обязательства по контракту и выплатить штраф за несвоевременное исполнение контракта.
ИП Туманян Г.А. акцентирует внимание на том, что на сегодняшний день оконные конструкции изготовлены и оплачены Подрядчиком в полном объеме, ожидается поставка их в адрес Подрядчика для установки в обозначенные сроки.
ИП Туманян Г.А. в подтверждение своей позиции предоставил счет N 1361/1 о приобретении окон с датой поставки последних Подрядчику - 09.09.2023, фотографии готовых окон, а также материалы переписки с Заказчиком.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа предоставленных пояснений, а также переписки между Заказчиком и Подрядчиком, можно сделать вывод о том, что действия Подрядчика были направлены на исполнение положений Контракта.
Кроме того, Комиссия сообщает, что требуемая к поставке и установке продукция имеется в наличии у Подрядчика и, согласно его пояснениям, а также предоставленным в подтверждение позиции Подрядчика документам, готова к поставке и установке в соответствии с положениями Контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ИП Туманяна Г.А. направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Туманяне Г.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Туманяне Г.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 сентября 2023 г. N РНП-59-299
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2023