Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Муртазалиевой К.Р. - Ведущего специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ИП Тинагаджиева М.Т. (далее - Заявитель) на действия комиссии Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) при проведении для нужд ГКУ РД "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА" (далее - Заказчик) открытого конкурса в электронной форме N 0103200008423002233 "Поставка мебели с деревянным основанием для обеспечения нужд общеобразовательных учреждений с. Батыр-Мурза Ногайского района Республики Дагестан; с. Герейханова Сулейман-Стальского района РД, с. Охли Левашинского района РД, с. Хурик Табасаранского района Республики Дагестан" (далее - Конкурс),
в присутствии представителей от:
Заявителя - Рамазанова С.М. (по доверенности),
Заказчика - Зайнукова М.М. (по доверенности), Муртазалиева Г.М. (по доверенности),
Уполномоченного органа - Алиевой А.У. (по доверенности), Кадималиева З.М. (член комиссии),
У С Т А Н О В И Л А:
04.08.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
В жалобе Заявителя указывается, что комиссией Уполномоченного органа неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Конкурса. Кроме того, извещение о проведении Конкурса содержит нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
07.07.2023 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение (в ред. от 19.07.2023 г.) о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 973 120 рублей.
1. Согласно ч. 7 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) не позднее одного часа с момента получения протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет уведомление каждому участнику закупки, подавшему заявку на участие в закупке, содержащее информацию:
1) предусмотренную пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи в отношении первой части заявки на участие в закупке такого участника закупки;
2) о наилучшем предложении, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, представленном в заявках на участие в закупке, признанных соответствующими извещению об осуществлении закупки, без указания участника закупки, подавшего такую заявку;
3) о наличии признанных соответствующими извещению об осуществлении закупки заявок на участие в закупке, содержащих информацию о товарах, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а также заявок, содержащих информацию о товарах российского происхождения, без указания участников закупки, подавших такие заявки. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, направляется в случае указания заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки информации об ограничениях, условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
4) о дате проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), установленной в извещении об осуществлении закупки, и времени начала и окончания такой процедуры, установленном оператором электронной площадки в соответствии со временем, действующим в часовой зоне по месту нахождения заказчика.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 02.08.2023 NПРОI1 (далее - Протокол) заявка Заявителя (Заявка N 3) признана несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки на основании следующего: "Выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 48 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 5 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) В пункте 36 заявки участник закупки указал следующие параметры Доски информационной: "Размер (ШхВ): 60х90 см", "Расположение: горизонтальное", что является недостоверной и противоречащей информацией, так как при горизонтальном расположение доски ширина должна быть больше высоты.".
В Приложении N 3 к Извещению (файл Техническое задание) Заказчиком указано, что к товарам, входящим в комплект поставки, устанавливаются следующие требования, в том числе:
"п. 36 Доска информационная. Размер (ШхВ): 60х90 см.;
Материал рамки: алюминий;
расположение: горизонтальное или вертикальное
крепление на стену: навесное;
цвет доски: натуральная пробка
Материал основания: натуральная пробка".
В заявке Заявителя по данной позиции указано следующее:
"Размер (ШхВ): 60х90 см.;
Материал рамки: алюминий;
расположение: горизонтальное
крепление на стену: навесное;
цвет доски: натуральная пробка
Материал основания: натуральная пробка".
Таким образом, Заказчик в описании объекта закупки дал выбор по расположению доски: горизонтальное или вертикальное. Заявитель выбрал горизонтальное расположение доски, при этом размеры доски указал для вертикального расположения.
Следовательно, Заявителем в составе заявки предоставлена недостоверная информация и противоречащая информация о товаре, поскольку при горизонтальном расположении доски ширина должна быть больше высоты, вместе с тем в заявке даны значения "Размер (ШхВ): 60х90 см.".
Комиссией установлено, что комиссия Уполномоченного органа руководствовалась положениями извещения о проведении Конкурса и содержащимися в ней требованиями.
Заявителем на заседании Комиссии не представлены доводы опровергающие выводы комиссии Уполномоченного органа отраженные в Протоколе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя по вышеуказанной позиции содержит недостоверные сведения о предлагаемом товаре, что не соответствует требованиям извещения о проведении Конкурса.
В силу ч. 5 ст. 48 при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;
2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о правомерности отказа Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
2. Согласно ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно Извещению о проведении Конкурса дата и время окончания подачи заявок - 31.07.2023 06:00.
В связи с тем, что жалоба была подана после завершения срока обжалования положений извещения об осуществлении закупки, данный довод остается без рассмотрения.
3. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
Согласно доводу Заявителя, критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положения).
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 24 Положений установлено, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно подпункту "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров
Согласно пп. "в" п. 31 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
Согласно пп. "г" п. 31 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в критериях оценки заявок по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" неправомерно требует описание всех видов работ, описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, описание всех используемых и поставляемых товаров (материалов) и соответствия всех товаров (материалов) государственным стандартам и нормам.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Характеристика N1: дополнительное описаниепоставляемых товаров1
|
40 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||
Характеристика N2: Указание соответствия государственным стандартам |
10 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||
Характеристика N3: описание функциональных свойств поставляемых товаров |
20 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||
Характеристика N4: Описание экологических характеристик материалов товаров |
30 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||
1дополнительное описание - предоставление дополнительных, не указанных в описании объекта закупки характеристик из государственных стандартов и/или иных технических документов. Характеристика объекта закупки (применительно в отношении каждой характеристики N1-N4) отсутствует в заявке в случае: - в случае не предоставления информации по характеристике объекта закупки (не предоставления информации по разделу); - в случае предоставления информации по характеристике объекта закупки, но не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данным разделом; - в случае предоставления информации без привязки к объекту; - в случае наличия несоответствие условиям извещения и требованиям, установленным нормативно-техническими документами. |
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что данное положение порядка оценки позволяет объективно сопоставить предложения участников Конкурса, определить лучшее предложение и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Положениям. Согласно п.22 ПП РФ N 2604. В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Далее в пункте 23 указанного Постановления Правительства РФ: Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки): Количество баллов в соответствии с критериями оценки заявок зависит от Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" содержит описание технологии выполнения работ в полном объеме - 100 баллов, Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержит описание технологии выполнения работ не в полном объеме, либо не содержит описание технологии выполнения работ. При этом, в данных критериях четко указано, что является в полном объеме, что не в полном, а что отсутствием".
Таким образом, из содержания вышеуказанных критериев оценки следует, что при наличии характеристики объекта закупки участник получает 100 баллов; при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов. При этом, Заказчиком прописано, что характеристика объекта закупки отсутствует в заявке в случае в случае не предоставления информации по характеристике объекта закупки (не предоставления информации по разделу);
- в случае предоставления информации по характеристике объекта закупки, но не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данным разделом;
- в случае предоставления информации без привязки к объекту;
- в случае наличия несоответствие условиям извещения и требованиям, установленным нормативно-техническими документами.
Таким образом, дополнительным описанием Заказчик раскрыл содержание предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки, при котором участник получает 0 баллов. При этом, в Порядке оценке данная характеристика не раскрыта, что привело к неоднозначному пониманию при котором участнику закупки присваиваются баллы.
Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
В связи с изложенным действия Заказчика ненадлежащим образом установивших порядок оценки нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 02.08.2023 NПРОI1 определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке, комиссия по осуществлению закупок приняла решение об отклонении всех первых частей заявок на участие в закупке.
Следовательно, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не применялся комиссией Уполномоченного органа.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать необоснованной.
2. Доводы жалобы на положения извещения об осуществлении закупки не рассматривать, в связи с истечением сроков предусмотренных ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика), предписание не выдавать.
5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.Г. Магомедов
Члены Комиссии: А.Ш. Магомедов
К.Р. Муртазалиева
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 9 августа 2023 г. N 005/06/106-1889/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2023