Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителя Государственного бюджетного учреждения "Молодежная студия - театр сатиры "Амыран" в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Ш- Заявитель), надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Ш на действия государственного заказчика - ГБУ "Театр "Амыран" при осуществлении закупки на поставку кондиционеров (сплит-систем, запрос котировок в электронной форме N0310200000323002265, далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
07 августа 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Ш на действия ГБУ "Театр "Амыран" при проведении Запроса котировок.
По мнению Заявителя извещение о проведении Запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- Заказчиком установлено требование к поставляемому товару - выпущенным в 2023 году;
- Заказчиком в описание объекта закупки включены дополнительные характеристики, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) без надлежащего обоснования их включения;
- Заказчиком предусмотрен монтаж поставляемых сплит-систем в ходе исполнения контракта. При этом в Извещении о проведении Запроса котировок отсутствуют сведения, достаточные для расчета себестоимости монтажа.
Не согласившись с доводами жалобы ГБУ "Театр "Амыран" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 02 августа 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000323002265 на поставку кондиционеров (сплит-систем) с начальной (максимальной) ценой контракта 591 099,99 (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки (Техническое задание, далее - ТЗ) и проект государственного контракта.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 и 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Так, Заказчиком в ТЗ установлено требование к поставляемому товару о том, что поставляемые кондиционеры (сплит-системы) должны быть новыми (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), выпущенным в 2023 г.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что требование к дате выпуска поставляемого товара не является требованием или указанием в отношении товарного знака, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименованию страны происхождения товара, а также требованием к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требованием к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требованием к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требованием к деловой репутации участника закупки, требованием к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
При этом, требования к содержанию и составу заявки на участие в Запросе котировок не содержат требования об указании в составе заявки на участие Запросе котировок даты производства предлагаемого к поставке товара, то есть факт неуказания участником рассматриваемой закупки в составе заявки даты производства предлагаемого к поставке товара не может быть причиной отклонения заявки участника от участия в закупке. Указанные требования должны соблюдаться на стадии исполнения контракта.
Кроме того заказчик вправе включить в документацию о проведении Запроса котировок такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки с указанием требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
С учетом изложенного Комиссия считает данный довод необоснованным.
2. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в ЕИС КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - ПП РФ от 08.02.2017 N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 1 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей Правил формирования и ведения КТРУ под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения КТРУ;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, пунктом 6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Так, согласно Извещению о проведении Запроса котировок объектом рассматриваемой закупки являются кондиционеры (сплит-системы). Заказчиком применена позиция КТРУ 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой".
Установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ КТРУ 28.25.12.130-00000010, такие как:
- площадь охлаждения/обогрева 140 м2;
- уровень шума внутреннего блока 50 дБ;
- диапазон рабочих температур (воздух, нагр) -7 и
24 Со;
- диапазон рабочих температур (воздух, охл) 18 и
43 Со,
и так далее.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ ТЗ содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации, которая не предусмотрена позицией КТРУ 28.25.12.130-00000010:
в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ, не являются исчерпывающими и не позволяют точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемых товаров, Заказчик в описании объектов закупки указал дополнительную информацию исходя из характеристик, которым должны отвечать закупаемые товары. Использование дополнительных характеристик вызвано техническими параметрами помещения, в котором будут установлены сплит-системы, и спецификой его использования, а именно проведением массовых мероприятий и демонстрацией театральных постановок с присутствием большого числа людей.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержит требования к форме и содержанию обоснование необходимости использования дополнительной информации, которая не предусмотрена соответствующей позицией КТРУ.\
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что довод необоснован.
3. Извещением о проведении Запроса котировок, помимо прочего, также предусмотрен монтаж поставляемых кондиционеров.
Так в ТЗ Заказчиком установлены требования к монтажу кондиционеров (сплит-систем):
монтаж кондиционеров (сплит-систем) осуществляется в соответствии с действующей в Российской Федерации системой технического регулирования.
Монтаж и пуско-наладка кондиционеров (сплит-систем) должны производиться квалифицированным персоналом поставщика в рабочее время Заказчика.
По завершению монтажа кондиционеров (сплит-систем) поставщик производит уборку помещения, в котором установлены внутренние блоки систем, вывозит с территории Заказчика мусор, оставшийся после монтажа кондиционеров, а также упаковочный и укрывной материал.
Все соединительные трубопроводы между внутренним и внешним блоком кондиционеров изолируются термофлексовыми трубками и укладываются в монтажные пластиковые короба. Размер, цвет, а также линии прокладки пластиковых коробов согласуются с Заказчиком.
Заделка отверстий и устранение повреждений строительных конструкций, возникающих при установке кондиционеров, поставщик производит своими силами и за свой счет. Урон, нанесенный интерьеру помещения возмещается поставщиком.
В процессе монтажа кондиционеров (сплит-систем) выполняются следующие операции:
крепление внешних и внутренних блоков сплит-систем;
пробивка отверстий в стене;
прокладка трасс (труб и сети), скрытых в конструкциях стен, пола, потолка;
монтаж фреоновых трубопроводов (в т.ч в коробе);
монтаж электрического кабеля (в т.ч. в коробе);
проведение и подключение кабеля от вновь установленных кондиционеров бытовых к автоматическим выключателям электрического щитка;
удаление воздуха из фреоновых трубопроводов;
дозаправка хладагентом;
тестовый запуск кондиционера;
при монтаже кондиционеров, при проведении трасс, прокладки коммуникаций необходимо предусмотреть беспрепятственный доступ ко всем участкам прокладки коммуникаций, в максимальной степени обеспечить доступ к сварным соединениям фреонопроводов для беспрепятственной последующей эксплуатации системы.
Поставщик производит подключение кондиционеров к электросети. Все кондиционеры должны быть заземлены. Прокладка кабельных трасс предварительно обговаривается с Заказчиком.
Кроме того, Заказчиком в ТЗ установлены такие характеристики, как:
- максимальный перепад высот 30 м;
- максимальная длина трассы 30 м.
При этом, согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что запросов о даче разъяснений положений извещения о проведении Запроса котировок в адрес Заказчика не поступало.
Кроме того, в своих объяснениях по существу жалобы Заказчик указал, что применение показателей "Максимальный перепад высот" и "Максимальная длина трассы" обусловлено невозможностью на момент осуществления закупки сплит-систем определить наиболее оптимальную позицию установки внешних и внутренних блоков кондиционеров, что вызвано необходимостью проведения консультаций и согласований непосредственно с поставщиком (установщиком) в части допустимости/недопустимости установки сплит-систем на том или ином участке здания, а также в силу того, что здание, в котором будут установлены кондиционеры не принадлежит Заказчику и в нем располагается несколько организаций, присутствует необходимость согласования с правообладателем здания. Исходя из этого, не указание данных показателей может привести к тому, что оптимальный вариант монтажа будет невозможно осуществить за отсутствием необходимых комплектующих. Данные же показатели позволяют поставщикам дать более детальное представление о предстоящих монтажных работах. Данное объяснение в равной степени относится и к вопросу заявителя жалобы по вопросу недостаточного, по его мнению, описания условий монтажных работ.
Однако, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств обратного не представил, в связи с чем довод не нашел подтверждения.
Также Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав законных интересов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ИП Ш на действия государственного заказчика - ГБУ "Театр "Амыран" при осуществлении закупки на поставку кондиционеров (сплит-систем, запрос котировок в электронной форме N0310200000323002265).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 августа 2023 г. N А174-08/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2023