Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителя Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд -
в отсутствие представителей Отдела капитального строительства Алагирского района и индивидуального предпринимателя Б надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу Индивидуального предпринимателя Б Заявитель) на действия муниципального заказчика - Отдела капитального строительства Алагирского района при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323002375 на выполнение работ по ремонту дороги по ул.Ленина г.Алагир (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
01 августа 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Б на действия ОКС Алагирского района при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Заказчиком в Извещении установлены максимальные и минимальные значения по детализирующим показателям, что не соответствуют положению Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 и нарушают требование статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель указывает на то, что в Извещении Заказчик не установил условие о том, что участники закупки, являющиеся иностранными лицами, предоставляют обеспечение заявки в соответствии с постановлением Правительства N579.
Объяснений по доводам жалобы ОКС Алагирского района не представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 10 августа 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания), как уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323002375 на выполнение работ по ремонту дороги по ул.Ленина г.Алагир (далее - Извещение), в том числе техническое задание, проект контракта, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
При этом, пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 28 Положения N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения N2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения N2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Так в соответствии с вышеуказанными нормами Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса N0310200000323002375 установлены такие критерии оценки заявок на участие в рассматриваемых Конкурсах, как:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, который в свою очередь содержит показатель: "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" и такие детализирующие показатели критерия, как:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
При этом, в перечне документов, подтверждающих наличие у участника закупки выполнения работы, связанного с предметом контракта по указанным детализирующим показателям Заказчиком, помимо прочего, установлено следующее:
общая цена исполненных участником закупки договоров:
предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 430 000 000 руб;
общее количество исполненных участником закупки договоров:
предельное максимальное значение общего количество исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 12 договорам;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров:
предельное максимальное значение наибольшей цены одного из исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 145 000 000 руб.
Вместе с тем, согласно пункту 18 Положения N2604 если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N1 к Положению N2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Однако, Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе не содержит обоснования необходимости установления предельных максимальных значений исполненных участником закупки договоров, а также общего количества исполненных участником закупки договоров.
Комиссия отмечает, что при проведении закупок Заказчик в целях выявления лучших условий выполнения работ, должен способствовать соблюдению конкуренции между участниками закупки. Вместе с тем, устанавливая предельные максимальные значения, Заказчик уравнивает участников, имеющих опыт выше установленных значений, с участниками, имеющими опыт на уровне предельных значений, установленных характеристик.
Соответственно, такой порядок оценки лишает потенциального участника закупки получить соответствующее количество баллов при наличии опыта выполнения работ, что противоречит общим принципам законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки, имеющих опыт, более установленного предельного максимального значения.
При этом под конкурсом понимается конкурентная процедура определения поставщика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми помимо цены понимается в том числе квалификация такого участника.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель участие представителей при рассмотрении настоящего дела не обеспечил, доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов, равно как и опровергающих доводы, представленные в возражениях других участников рассмотрения, не предоставил.
2. В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе, при этом Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.
Указанные особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами, определены постановлением Правительства РФ N 579.
Положения данного постановления Правительства РФ N 579 применяются при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок после дня вступления в силу настоящего постановления, т.е. начиная с 02.06.2023 г.
При этом, в пункте 21 Извещение о проведении Конкурса Заказчиком установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке в соответствии с Постановлением Правительства N 579.
3. Согласно части 10 статьи 26 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 марта 2007 года N55 "Вопросы Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд" утвержден порядок взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания (далее - Порядок).
Пунктом 2.2 Порядка установлено, что в соответствии с планом-графиком на очередной финансовый год заказчики формируют заявки на закупку товаров, работ и услуг и представляют утвержденные заявки в Уполномоченный орган для формирования проекта извещения на основании сведений, указанных в заявке. В составе заявки заказчик представляет в Уполномоченный орган документы, содержащие описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (в случае проведения электронных конкурсов) для включения данных документов в состав извещения.
В соответствии с пунктами 3.1-3.2 Порядка, Уполномоченный орган в соответствии с заявками Заказчиков на закупку товаров, работ, услуг в течение 20 дней с момента их получения разрабатывает проекты документации для определения поставщиков конкурентными способами, установленными статьей 24 Закона о контрактной системе, а также формирует и размещает в ЕИС в сфере закупок извещения о проведении закупок.
Пунктами 3.3-3.4 Порядка предусмотрено, что Уполномоченный орган самостоятельно формирует информацию извещения, указанную в пунктах 21 - 23 статьи 42 Закона о контрактной системе. Уполномоченный орган несет ответственность за соответствие информации, указанной в пункте 3.3 настоящего Порядка, положениям Закона о контрактной системе.
По заявке Заказчика в ЕИС размещен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, в печатной форме Извещения о проведении Конкурса Управлением РСО-Алания размещен порядок рассмотрения и оценки заявок, который не соответствует порядку рассмотрения и оценки заявок, размещенному в ЕИС в форме приложения.
При таких обстоятельствах порядок рассмотрения и оценки заявок не может считаться установленным, что нарушает требования пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и Порядка.
Таким образом, действия должностного лица Управления РСО-Алания выразившиеся в размещении в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ИП Б на действия заказчика - ОКС Алагирского района при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323002375 на выполнение работ по ремонту дороги по ул.Ленина г.Алагир.
2. Признать ОКС Алагирского района и Управление РСО-Алания нарушившим требования пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ОКС Алагирского района, Управлению РСО-Алания и оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА181-09/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Управления РСО-Алания и ОКС Алагирского района, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 4 сентября 2023 г. N А181-09/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2023