Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>;
<_>,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фултон" (далее - ООО "Фултон", общество, участник закупки, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "КОД" (далее - БУЗОО "Клинический онкологический диспансер", заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г (Реестровый номер 2023.057265)" (извещение N 0352200022723000287) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи:
представителя заказчика - <_>,
слушателя - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 8123-ЭП/23 от 31.08.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), а также Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции).
Комиссия отмечает, что рассмотрение доводов жалобы осуществляется в данном случае исключительно в части соответствия закупки (электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г (Реестровый номер 2023.057265)" (извещение N 0352200022723000287)) и действий субъекта контроля требованиям Федерального закона о контрактной системе.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 24.08.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 494977 руб., цена за единицу товара составляла 159,67 руб.
28.08.2023 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Протокол подачи ценовых предложений от 01.09.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы тремя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 143,67 руб. за единицу товара подано участником закупки с идентификационным номером заявки 114843359 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.09.2023 заявки всех участников закупки были отклонены.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе указано: "Положения документации о закупке опубликованы с нарушением норм Федерального 3акона 26.07.2006 N l35-ФЗ (О защите конкуренции), и с нарушением п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
ООО "Фултон" 25.08.2023 был подан запрос Заказчику, содержащий указание о нарушениях норм законодательства РФ и просьбе внести соответствующие изменения в закупку извещение N 0352200022723000287.
28.08.2023 опубликовано разъяснение, в котором Заказчиком полностью проигнорированы все доводы Общества, а именно:
1. Установленное Заказчиком требование в п. 4.4.1 проекта Контракта "Оказать услуги лично на условиях, установленных настоящим контрактом", является избыточным и содержит признаки ограничения конкуренции согласно, п. 1 ч. 1, ч. 2, ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" и существенно ограничивает права ООО "Фултон".
Ранее, аналогичные одноименные закупки на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г), проводимые этим же Заказчиком с 2020 года не содержали признаков ограничения конкуренции, что подтверждается извещениями N 0152200004720001855 от 08.12.2020, N 0352200022723000038 от 02.02.2023, N 0352200022723000070 от 27.02.202З, N 0152200004723000960 от 06.06.2023, и для привлечения широкого круга потенциaльных участников п. 4.3.5. проекта Контрактов в указанных процедурах, содержит возможность для Исполнителя: "Привлечь для оказания услуг по настоящему контракту соисполнителей".
2. Сейчас, установленное Заказчиком требование к участникам о наличии лицензии на транспортирование отходов I - IV классов опасности и обезвреживание отходов I - IV классов опасности (т.е. всех классов опасности) является избыточным, необоснованным и не конкретным, существенно ограничивающим круг потенциальных участников из-за весьма узкого круга лиц имеющих лицензию на транспортирование и обезвреживание отходов I, II, III, IV классов опасности.
Более того, состав отходов в указанной закупке, а именно: отходы, не подлежащие последующему uспользованuю (токсилогически опасные отходы 1-4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства (флаконы, ампулы и пр.) идентичен составу отходов, указанному в ранее проводимых одноименных закупках извещение N 0352200022723000038 от 02.02.2023, N 0352200022723000070 от 27.02.2023, электронный магазин N 5896185 от 30.03.2023 на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г, где Заказчиком ранее было установлено требование к участникам - о наличии лицензии только на транспортирование отходов - I класса опасности.
Так в ранее проведенных закупках N 0352200022723000038 от 02.02.202з, N 0352200022723000070 от 27.02.2023, Заказчиком в Технических заданиях, в п.3 был верно, указан конкретный класс опасности отхода - I класс опасности.
Более того в разъяснениях Заказчика (копию прилагаем) извещение N 0152200004720001855 от 08.12.2020, размещенных уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области, - указано, что БУЗОО "КОД" является лечебно-профилактическим учреждением, которое оказывает специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, больным со злокачественными новообразованиями практически всех локализаций. При лечении злокачественных новообразований, медицинские работники применяют сильнодействующие, токсичные препараты, в большинстве своем являющиеся токсическими веществами. При этом, некоторые используемые препараты содержат в своем составе вещества N-[3-[(4-Аминобутил) амино] пропил] блеомицинамида гидрохлорид++ (Блеомицин гидрохлорид), которые, согласно п.71, таб. 2.1. "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны)) СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" относятся к I классу опасности.
Дополнительно информируем, что Заказчиком в другой закупке, проводимой ранее извещение N 0352200022721000022 от 28.01.2021, где указан иной состав отходов: одноразовые контейнеры с отходами, содержащие ксилол, толуол, парафин, Заказчиком был указан конкретный класс - Класс опасности - II, III.
Таким образом, Заказчик в своих разъяснениях от 28.08.2023 сослался на невозможность установления конкретного класса отходов, и отказался вносить изменения в документацию, что является абсолютно, не достоверными сведениями, исходя из выше предоставленной информации и доказательств.
3. Заказчиком так и не был дан ответ на вопрос N 2, указанный Обществом в запросе от 25.08.2023, а именно: на каком основании Заказчиком при одном и том же составе отходов: отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологических опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства (флаконы, ампулы и пр.) был понижен их класс опасности с I класса до II, II, IV и предоставить, соответствующее обоснование не влияния указанных отходов на здоровье неустановленного круга лиц работников БУЗОО "КОД") и среду обитания".
БУЗОО "КОД" были представлены (вх. N 8287-ЭП/23 от 06.09.2023) возражения на доводы жалобы, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что нарушения в его действиях отсутствуют.
Следует отметить, что в силу положений Федерального закона о контрактной системе Комиссия рассматривает жалобу и проводит внеплановую проверку на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе исключительно размещенного заказчиком 24.08.2023 на официальном сайте ЕИС извещения об осуществлении закупки N 0352200022723000287 и содержащихся в его составе электронных документов, Комиссия не вправе давать оценку иным закупкам в сравнении с проверяемой закупкой, следовательно, ссылка заявителя на ранее размещенные заказчиком закупки является несостоятельной.
Относительно доводов жалобы заявителя об игнорировании заказчиком доводов общества, указанных в запросе на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки N 0352200022723000287, а также отсутствия ответа заказчика на вопрос N 2 запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки N 0352200022723000287 Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
25.08.2023 обществом с использованием электронной площадки заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона.
28.08.2023 в единой информационной системе заказчиком размещено разъяснение положений извещения об осуществлении закупки.
Проанализировав содержание запроса участника закупки о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и данного заказчиком ответа, Комиссия считает, что на все поставленные вопросы учреждением даны разъяснения, которые размещены в ЕИС в регламентированный срок.
При этом Комиссия отмечает следующее.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
На основании пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 такого закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, если иное не предусмотрено таким законом.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается.
Требования к заявкам участников закупки были предусмотрены в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", содержащемся в извещении об осуществлении закупки.
Объектом рассматриваемой закупки являлось оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г.
Характеристики закупаемых услуг представлены в электронном документе "Описание объекта закупки", а также в Техническом задании (приложение N 1 к контракту), содержащихся в составе извещения об осуществлении закупки.
Указанными документами, в частности предусмотрено: "Вид отходов: медицинские отходы класса "Г" - токсикологически опасные отходы.
Состав отходов: отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства (флаконы, ампулы и пр.).
Отходы, образованные на объекте Заказчика, подлежат немедленной дезактивации Заказчиком, на месте образования с применением специальных средств, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии со статьей 49 Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 157 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека: отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях;
Согласно пункту 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений данного закона.
На необходимость лицензирования указанного вида деятельности указано в пункте 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
На основании вышеприведенных нормативных правовых актов в извещении о проведении электронного аукциона к участникам закупки были установлены следующие требования: "Установлено в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" - наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с указанием следующего вида работ: транспортирование отходов I - IV классов опасности и обезвреживание отходов I - IV классов опасности".
Согласно электронному документу "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", содержащемуся в извещении об осуществлении закупки перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31, включал следующее:
"лицензия, или выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с указанием следующего вида работ: транспортирование отходов I - IV классов опасности и обезвреживание отходов I - IV классов опасности".
При этом требование, предусмотренное подпунктом 4.4.1 пункта 4 раздела 4 "Права и обязанности Сторон" проекта контракта, устанавливающего обязанность исполнителя оказывать услуги лично на условиях, установленных контрактом, Комиссия считает правомерным, поскольку гражданским законодательством (статья 780 ГК РФ), на положениях которого основано законодательство о контрактной системе в сфере закупок, презюмируется оказание услуги лично.
С учетом вышеизложенного, довод жалобы заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фултон" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г (Реестровый номер 2023.057265)" (извещение N 0352200022723000287).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 сентября 2023 г. N 055/06/106-990/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2023