В соответствии с приказом Омского УФАС России от 04.09.2023 N 197/23, статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии
по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер N 4" (далее - БУЗОО "КПТД N 4", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (Реестровый номер 2023.057280) (извещение N 0352200039823000215) (далее - электронный аукцион, аукцион)
в присутствии представителя заказчика - "_" (доверенность от 01.09.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 16.08.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 499000 руб., начальная сумма цен единиц товара составляла 2580,56 руб.
23.08.2023 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 24.08.2023 ценовые предложения были поданы тремя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 632,51 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 156 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.08.2023 свидетельствует о том, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна такая заявка соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. При этом заявки двух участников закупки (идентификационные номера 66 и 156) были отклонены. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с участником закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и которым была предложена сумма цен единиц товара 2567,66 руб. (идентификационный номер заявки 237, ООО "МедЛайн").
На момент проведения проверки между заказчиком и участником закупки контракт не заключен.
2. В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
04.09.2022 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях БУЗОО "КПТД N 4" нарушений Федерального закона о контрактной системе в адрес заказчика был направлен (исх. N ТШ/5430/23) запрос о предоставлении письменных пояснений, в том числе по фактам:
- выбора пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе в качестве основания отклонения заявок участников закупки с идентификационными номерами 66 и 156 (с учетом обоснования, приведенного в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- обоснования используемых при описании объекта закупки показателей: по позиции N 1 (количество товара 1 при единице измерения Литр;^кубический дециметр одновременно с показателем товара "фасовка" и его значением "не менее 1*" л), по позиции N 2 (количество товара 1 при единице измерения кг одновременно с показателем товара "фасовка" и его значением "не более 15*" кг);
- ссылки в объяснениях, представленных в Омское УФАС России (вх. N 8091-ЭП/23 от 31.08.2023), на положения инструкции по применению средства дезинфицирующего "Аверон" N 2/19 от 30.09.2019 как на обоснование несоответствия заявки участника закупки требованиям описания объекта закупки, в то время как Единый реестр свидетельств о государственной регистрации в отношении данного средства содержит сведения об инструкции с реквизитами N 2/22 от 12.12.2022.
БУЗОО "КПТД N 4" в соответствии с направленным запросом пояснения были представлены (вх. N 8306-ЭП/23 от 06.09.2023).
2.1. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
На основании статьи 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании пункта 6 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки выступает поставка дезинфицирующих средств.
Характеристики закупаемого товара заказчиком были конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
Так, по позиции N 1 поставке подлежало средство дезинфицирующее в количестве 1 при единице измерения Литр;^кубический дециметр, одновременно с этим показателем товара выступала фасовка со значением "не менее 1*" л.
Аналогично по позиции N 2 заказчику требовался порошок дезинфицирующий в количестве 1 при единице измерения кг одновременно с показателем товара "фасовка" и его значением "не более 15*" кг.
По убеждению Комиссии, сформулированные в описании объекта закупки требования к количеству товара при совместном указании требований к его фасовке являются противоречивыми, способны ввести в заблуждение потенциальных участников закупки относительно действительной потребности заказчика в количестве приобретаемого товара и не позволяют сформировать предложение в отношении объекта закупки в части характеристик предлагаемого товара.
С учетом изложенных обстоятельств Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
2.2. Частью 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отклонена заявка на участие в закупке.
Согласно данной норме при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Требования к содержанию протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены в части 17 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В частности, согласно пункту 2 названной нормы такой протокол должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным данным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений Федерального закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0352200039823000215 от 25.08.2023 содержит информацию об отклонении двух заявок участников закупок по результатам их рассмотрения комиссией по осуществлению закупок.
В качестве нормативного основания отклонения обеих заявок в протоколе указан пункт 3 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе, при этом обоснованием принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявок явилось следующее:
- для заявки с идентификационным номером 156 "несоответствие участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ (Режим дезинфекции поверхностей при туберкулезе (в условиях противотуберкулезного диспансера) с применением предлагаемого дезинфицирующего средства "Аверон" не предусматривает использование рабочего раствора с экспозицией менее 60 минут. Содержание N, N-бис (3-аминопропил) додециламина составляет 1,0 мг/м3. Аэрозоль при использовании данного средства относится ко 2-му классу опасности, и может вызвать раздражения верхних дыхательных путей. Что не соответствует Техническому заданию.)",
- для заявки с идентификационным номером 66 "несоответствие участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ (Режим дезинфекции поверхностей при туберкулезе (в условиях противотуберкулезного диспансера) с применением предлагаемого дезинфицирующего средства "Аминаз-Плюс" при экспозиции 30 минут предусматривает использование 0,2 % рабочего раствора, для приготовления 1000 литров которого необходимо разведение 2-х литров концентрата. Что не соответствует Техническому заданию.)".
Комиссия отмечает, что приведенное обоснование отклонения вышеуказанных заявок на участие в закупке не согласуется с выбранным основанием, поскольку такое обоснование не включает какие-либо положения о несоответствии участников закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
Ошибочность выбора пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе в качестве основания отклонения заявок участников с идентификационными номерами 66, 156 подтверждена БУЗОО "КПТД N 4" в письменных пояснениях, представленных в Омское УФАС России.
Из поданных на участие в закупке заявок следует, что участником закупки с идентификационным номером заявки 66 по позиции N 1 описания объекта закупки к поставке было предложено средство дезинфицирующее средство "Аминаз-Плюс", участником с номером заявки 156 - средство дезинфицирующее "Аверон". Заявки участников закупки также содержали документы, подтверждающие соответствие товаров требованиям законодательства Российской Федерации (свидетельства о государственной регистрации).
Так, в отношении средства дезинфицирующего "Аверон" Единый реестр свидетельств о государственной регистрации содержит указание на то, что область применения, а именно форма выпуска, условия хранения и способ применения определяются инструкцией по применению средства от 12.12.2022 N 2/22.
Однако из пояснений заказчика следовало, что основой принятия решения об отклонении заявки послужили данные инструкции с реквизитами N 2/19 от 30.09.2019, поскольку именно она находится в свободном доступе.
Комиссией установлено, что сам Единый реестр свидетельств о государственной регистрации включает сведения таких характеристиках дезинфицирующего средства "Аверон", как:
- N, N-бис (3-аминопропил) додециламин, % - 6,0,
- ПДК N, N-бис (3-аминопропил) додециламина в воздухе рабочей зоны, мг/м - 1,0 (аэрозоль),
- класс опасности средства при введении в желудок - 3,
- класс опасности средства при нанесении на кожу - 4.
Вышеуказанные характеристики позволяют Комиссии сделать вывод о соответствии в указанной части заявки участника закупки требованиям описания объекта закупки. Более того, заказчиком при принятии решения не учтено, что в описании объекта закупки отсутствуют требования по содержанию N, N-бис (3-аминопропил) додециламина и безопасности по классу: аэрозоль при использовании. Обратного в материалы дела представлено не было.
Также Комиссия не может согласиться с причиной отклонения заявки участника закупки с идентификационным номером 66, поскольку в описании объекта закупки для позиции N 1 отсутствуют требования к конкретному выходу рабочего раствора.
Таким образом, приведенное комиссией по осуществлению закупок обоснование отклонения заявок участников закупки не основано на положениях размещенного извещения об осуществлении закупки с учетом определенных в нем конкретных показателей и их значений закупаемого товара, а равно противоречит требованиям пункта 2 части 17 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
Указанное выше позволило Комиссий прийти к выводу о нарушении заказчиком требований части 12 и части 17 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер N 4" нарушение статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 42, части 12 и части 17 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
2. Выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер N 4", оператору электронной площадки АО "Сбербанк - АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 сентября 2023 г. N 055/10/99-993/2023 (ключевые темы: участники закупок - комиссия по осуществлению закупок - ценовые предложения - контрактная система в сфере закупок - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2023