Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Инспекция) в составе:
_,
во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, писем ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-ПР/19, от 19.12.2019 N МЕ/111773-ПР/19, на основании приказа Новгородского УФАС России N 71/23 от 01.09.2023, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Новгородской области (173003, Великий Новгород, ул. Кооперативная, д. 5; далее - Министерство) совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий, извещение N 0150200003923000388 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 11.04.2023, без явки представителей сторон
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2023 года государственным заказчиком - Министерством совместно с уполномоченным органом - Администрацией в рамках национального проекта "Здравоохранение" осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий, извещение N 0150200003923000388 о проведении которого было размещено на официальном сайте 11.04.2023.
В соответствии с часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Представленное в уполномоченный орган извещение о проведении настоящего электронного аукциона (далее - Извещение) для его последующего размещения на официальном сайте было утверждено первым заместителем министра здравоохранения Новгородской области ... 06.04.2023.
1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В пункте 3.1 Извещения государственным заказчиком определен объект рассматриваемой закупки - поставка медицинских изделий.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 к Извещению (далее - Приложение N 1).
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки государственным заказчиком приведены в разделе 1 Приложения N 1.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.
Проект государственного контракта в данном случае является Приложением N 4 к Извещению.
Согласно сформированной средствами официального сайта экранной форме извещения о проведении настоящего электронного аукциона (размещена на официальном сайте 11.04.2023) поставке подлежат:
- термометры капиллярные для измерения температуры тела пациента, безртутные, неспиртовые (позиция 26.60.12.122-00000013 "Термометр капиллярный для измерения температуры тела пациента, безртутный, неспиртовой" каталога);
- аппараты искусственной вентиляции легких ручные, многоразового использования (позиция 32.50.21.122-00000041 "Аппарат искусственной вентиляции легких ручной, многоразового использования" каталога).
Однако по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1, а также в пункте 1.1 Проекта государственного контракта государственным заказчиком указано, что подлежащим поставке аппаратам искусственной вентиляции легких ручным, многоразового использования соответствует не вышеуказанная позиция 32.50.21.122-00000041 каталога, а одноименная ей позиция 32.50.21.122-00000042 каталога.
Вместе с тем, в силу положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в документах о проведении рассматриваемой закупки противоречивой информации относительно номера позиции каталога подлежащего поставке товара, что могло ввести в заблуждение участников рассматриваемой закупки.
2. В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н).
Согласно пункту 1.1 Приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Как отмечалось выше, рассматриваемая закупка в форме электронного аукциона осуществлялась в рамках национального проекта "Здравоохранение".
Приложение N 2 к Приказу N 126н среди прочего называет группу 26.60 "Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях" и подкласс 32.50 "Инструменты и оборудование медицинские" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2).
Указанным группе и подклассу по ОКПД2 соответствуют и подлежащие поставке в данном случае медицинские изделия с подкатегориями 26.60.12.122 "Средства измерений массы, силы, энергии, линейных и угловых величин, температуры" (позиция 1 раздела 1 Приложения N 1) и 32.50.21.122 "Аппараты дыхательные реанимационные" (позиция 2 раздела 1 Приложения N 1) по ОКПД2.
В соответствии с пунктом 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Условия допуска, установленные Приказом N 126н, государственным заказчиком приведены в пункте 3 раздела 6 Извещения.
Однако приведены такие условия допуска государственным заказчиком в ненадлежащем виде, а именно без учета способа осуществления рассматриваемой закупки (электронный аукцион).
В частности, в пункте 3 раздела 6 Извещения указано, что:
"При проведении аукциона в электронной форме рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляются комиссиями заказчиков по осуществлению закупок и операторами электронных площадок с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 20-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ). Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем аукциона в электронной форме".
Вместе с тем, приведенный государственным заказчиком в пункте 3 раздела 6 Извещения порядок применения условий допуска применим исключительно при проведении конкурсов, запросов котировок в электронной форме (пункт 1.2 Приказа N 126н).
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства содержится нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении при осуществлении рассматриваемой закупки предусмотренных Приказом N 126н условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение для его последующего размещения уполномоченным органом на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с заключением 02.05.2023 между государственным заказчиком и победителем рассматриваемой закупки - Обществом с ограниченной ответственностью "МЕЛИС" государственного контракта по ее итогам, возможность для выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений у Инспекции в данном случае отсутствует.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Новгородской области нарушения части 3 статьи 7, части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать в связи заключением 02.05.2023 государственного контракта по итогам закупки.
3. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Министерства здравоохранения Новгородской области.
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 15 сентября 2023 г. N 053/10/99-500/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2023